'
Шавлов А.В., Сагоцкий А.С., Лихитченко А.С.
СВОЙСТВА ОБРАЗНОГО МАТЕРИАЛА И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ОБЩИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА *
Аннотация:
в работе отмечается о формировании интеллектуальных способностей гармоничным развитием вербального и образного материала. Подчеркивается необходимость закономерностей интеллектуального развития. Представлена методика анализа сформированных интеллектуальных способностей.
Ключевые слова:
интеллект, мотивация, развитие, эконометрический анализ, прогнозирование
В зависимости от вида материала, используемого мышлением, последнее подразделяют на понятийное, образное, наглядно-действенное или практическое, художественное, научное.Однако, можно говорить лишь о преобладании одного из видов материала (слова, образы, предметы) в конкретном мыслительном процессе. Такое преобладание может зависеть от индивидуальных возможностей (возраст, состояние рецепторов), от особенностей (условия среды и воспитания), от задачи, которая в данный момент решается индивидом.Для общего интеллектуального развития важно гармоническое соотношение вербального и образного материала. Выявление закономерностей интеллектуального развития окажется односторонним, если не будут учтены специфически связи между мотивами и объектом интеллектуальной деятельности.Деятельность обычно побуждается и направляется сложной мотивационной системой, возникающей на основе взаимодействия внешней и внутренней мотивации [1].При внешней мотивации объект интеллектуальной деятельности связывается с различными социально-экономическими потребностями личности и выступает как средство для достижения целей, лежащих вне деятельности (например, хорошая оценка, престиж, материальное состояние и т. п.). Согласно этим целям, субъект и ограничивает подход к объекту. В этом случае личностный смысл интеллектуальной деятельности лежит за ее пределами, его содержание имеет второстепенное значение для субъекта и менее полно осознается им.Внутренняя мотивация непосредственно связана с осознаваемым как цель объектом интеллектуальной деятельности. Смысл деятельности лежит в ее содержании, которое приобретает основное значение для субъекта. Это влечет за собой выраженный познавательный подход к объекту, открытие в нем и в связанных с ним явлениях новых проблемных сторон, и, таким образом, мышление приобретает более продуктивный характер.Внутренняя мотивация предполагает наличие определенных диспозиции, включающей в себя ряд параметров. К ним можно отнести: 1) потребность в ориентировке, 2) чувствительность к неопределенности и стремление к ее разрешению, 3) перцептивно-эксплоративно-когнитивную любознательность, 4) потребность в самовыражении.Интеллектуальная деятельность, побуждаемая каким-либо одним компонентом системы мотивации, дисгармонична. При ярко выраженной внешней мотивации «утилитарность» деятельности приводит к узости и односторонности в развитии. Господство внутренней мотивации может привести к деятельности «ради самое себя», в своего рода игру ума и процесс развития потеряет направленность и объективную значимость. Для выявления свойств образного материала, которые имеют отношение к общему развитию интеллекта, нами был проведен эксперимент. Методика его заключалась в том, что испытуемым предлагалось 20 пар слов (письменно) с задачей объединить слова каждой пары словом или предложением.Пары слов были подобраны с расчетом, что для объединения одних удобней было использовать общие понятия и определения, то есть пользоваться вербальным материалом (градусник-спидометр), для объединения других слое лучше было пользоваться образами предметов, обозначаемых данными словами (цветы-парашют), чтобы объединить их в какую-то связную композицию.Подходя к оценке ответов испытуемых с критериями логичности, краткости, оригинальности можно видеть разные степени удачности ответов. Эта степень удачности ответов суммарно свидетельствует об общем уровне интеллекта и в то же время коррелирует с характером использования вербальных и образных элементов. На удачность ответа влияли такие факторы, как:1) точность выбора образного элемента, соответствие его поставленной задаче, 2) неожиданность, оригинальность, точность объединения образов ответа, 3) краткость, конкретность, отсутствие резонерства и схоластики.В самой общей форме можно сформулировать следующий вывод. В интеллектуальных возможностях индивида значение имеют также характеристики образного материалам 1) богатство образных форм, 2) системность организации.Для интеллектуального развития наиболее благоприятно сочетание внутренней и внешней мотивации, которое возможно на основе направленной потребности самовыражения, материализация которой (ее продукт) имеет объективное значение и положительную социальную оценку.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2
Ссылка для цитирования:
Шавлов А.В., Сагоцкий А.С., Лихитченко А.С. СВОЙСТВА ОБРАЗНОГО МАТЕРИАЛА И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ОБЩИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 810 - 814. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11475 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*