'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 120

Просмотры  18 просмотров

Трофимова Л.И.

  


ИГРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ *

  


Аннотация:
в статье описаны особенности игры современного дошкольника на основе наблюдений в рамках практического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, дано описание влияния игры на становление личности ребёнка. Рассмотрены компоненты игры, такие как сюжет, роль, предпочтения детей в выборе сюжета.   

Ключевые слова:
современный дошкольник, наблюдение, игра, сюжетно-ролевая игра, компоненты игры   


Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста.Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребёнка.В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребёнок создаёт свой мир, игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребёнка, игра помогает усваивать общественный опыт.К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой, игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребёнка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребёнка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, даёт большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память.С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребёнка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. При организации необходимых условий для гармоничного развития ребёнка-дошкольника ему необходимо предоставлять возможность реализовывать свой потенциал в различных видах деятельности: коммуникативной, двигательной, продуктивной, исследовательской, ну и конечно же, игровой. Если рассматривать игру с точки зрения психологии, то на сегодняшний день существует игровая терапия – метод работы, использующий терапевтический эффект свободной игры ребёнка, то есть ребёнок сам выбирает способ взаимодействия с психологом, придумывает игру, выбирает игрушки и организует процесс игры. Здесь важно сказать, что игра сама по себе обладает сильным целебным эффектом. Дело в том, что в игре психика ребёнка спонтанно проживает непонятое, неусвоенное, не пережитое до конца событие. Дети часто играют в одно и то же, в какую-то «свою игру», добавляя туда новые и новые нюансы, актуальные для ребёнка на данный момент. Проблема игры у детей дошкольного возраста является на данный момент остросоциальной и поэтому остаётся актуальной для всех, кто изучает проблему влияния игровой деятельности на формирование личности дошкольника. Важно анализировать не поверхностный результат этой проблемы, а непосредственно её суть. И заключается это в следующем. Игра, как известно, присутствует в жизни каждого современного ребёнка. Но чем наполнена эта игра? И соответствует ли возрастным возможностям игровая деятельность ребёнка? Существует типология игр, где огромной важностью обладает каждый тип игры, который по-разному влияет на формирование личности дошкольника. Но под главной и центральной проблемой игровой деятельности по праву понимают сюжетно-ролевую игруУсловно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, театрализованные игры, игры – забавы, развлечения.К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.Сюжетно – ролевая игра ребёнка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребёнка, так и на всю группу.Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определённую дидактическую задачу, но в конечном, счёте она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определёнными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.Игра даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.Иногда родители, желая воспитать своего ребёнка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социализацию в развитии ребёнка. Развитие ребёнка становится дисгармоничным (например, ребёнок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками, в худшем случае - у ребёнка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребёнка.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.Играя, дети учатся жить!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Трофимова Л.И. ИГРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 800 - 805. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11473 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11473



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.