'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 113

Просмотры  21 просмотров

Пащенко Е.В.

  


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ «НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ» *

  


Аннотация:
духовно-нравственное воспитание по средствам «народной экологии» должно решать задачи формирования эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так, же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности.   

Ключевые слова:
нравственность, духовность, экология   


Вопрос отношения человека к природе по – разному ставился и решался в истории человечества. Проблема экологии занимает одно из важных мест в диалекте культуры и природы. Антропогенные воздействия на природу, постоянно возрастая, достигли такого уровня, когда становиться возможным нанесение биосфере непоправимого ущерба. Бурное техногенное развитие цивилизации приводит к возникновению целого ряда экологических проблем. Сегодня подвержены критике концепция господства над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Одновременно разрабатывается система её защиты, пересматриваются методы хозяйствования, получает развития экологическая этика, принципами которой руководствуется общественное сознание, высказывающееся против потребительского образа жизни, требующее повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесённый природе, предлагающее объединить усилия по защите окружающей среды на базе широко взаимодействия.В такой ситуации стало очевидным фактором стремление к охране окружающей среды, улучшению среды обитания людей и всего живого на Земле. Воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний и навыков по управлению природной средой явилось необходимостью в становлении молодого поколения и неразрывного с формированием экологического сознания, которое включает в себя патриотическое отношение к своей родине, к своей культуре, основанное на нравственно – духовных принципах жизнедеятельности народа, к которому принадлежит человек. Особенности национальной культуры, черты характера народа, любовь в родине предстают одновременно как любовь, открытость и уважение к другим народам и нациям. В этой любви раскрывается значимость изучения традиционных экологических принципов отечественного жизнестроительства.В русской традиции такие принципы исторически сложились на теоцентризме русского сознания, иногда диаметрально противоположном современному секуляризованному антропоцентризму. Не смотря на это, они являются ценными, основополагающими для нашей ментальности и сегодня. В ней единое духовное начало связывало человека с окружающими предметами, в которых видел он не только утилитарные качества, но прежде всего гармонию и красоту окружающего мира. Так мы понимаем, что ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или гибнет не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на неё, так и при отсутствии такого воздействия. Полное преодоление экологического кризиса в условия кризиса духовного немыслимо. Так, обращение к традиционным основам жизнедеятельности русского народа должно привести к положительным изменениям во взаимосвязях человека и природы, ведь «традиция, - по словам русского мыслителя Аркадия Небольсина, - это не ушедшее прошлое, которое не возвратишь, а живое предание, вечно обновляемое и обновляющее…».Современные проблемы экологии культуры в русской традиции, включающие в себя рассмотрение жизнедеятельности человека, можно обозначить двумя направлениями: размышления религиозно – философского характера, тревога за культурные и исторические, архитектурные и ландшафтные ценности, находящихся под угрозой «модернизации». Так и одно, и второе направление составляют основу изучения духовно-нравственных принципов жизнедеятельности русского народа. Первое базировалось на трудах отечественных мыслителей: К.С. Аксакова, Д.А. Хомякова, прот. Г. Дьяченко, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Н.Ф. Фёдорова. Второе нашло отражение в П.Д. Барановского, Н.В. Давыдовой, П.А. Раппопорт. Синтезом этих направлений можно считать таких современных авторов как Ф.Я. Шипунов, Ю.Ю. Булычев, А. Кураев, П.А. Сапронов. В трудах Д.С. Лихачёва они вошли в систему понятий «экология культуры», у А.Р. Небольсина – «метафизики прекрасного». В работе М.М. Громыко и А.В. Буганова «О воззрениях русского народа» с учётом специфики изучения народной культуры синтез духовно-нравственной и ландшафтной экологии получил название принципа «народной экологии», что явилось основополагающем моментом для данного исследования как части целостного понятия народной культуры.Вопросы экологической культуры связаны с сохранением нравственно – духовных ценностей, памяти духовной жизни народа. Русский народ был духовно воспитан Православием, которое формировало мировоззрение, строилась хозяйственная деятельность, отношение человека к природе. Красота и венец всех тварей Божьих на земле есть человек, которому Творец завещал царство и владычество на земле. Ему доступны все части земли, он проходит по морям и суше, живёт в любых климатических условиях, проникает в воздушные пространства и недра земли. Заменяя силу искусством, он владычествует над всем, вся природа приносит ему дань, как своему царю, он один из творений постигает красоту и порядок данной ему природы. Вся трудовая и хозяйственная этика русского народа была пропитана православием, оно веками воспитывало в русском человеке любовь, способность к систематическому, кропотливому, самоотверженному труду, который сочетался с духом нестяжательства, готовностью оказать помощь ближнему. Широкое распространение артельных форм хозяйства, столь характерное для России, свидетельствует о проявлении соборного мироощущения, свойственного русской душе. В наши дни идёт приобщение к духовно-нравственным ценностям традиционной культуры. Несомненно, преодоление возникающих в современности проблем, в том числе и экологических, возможно с помощью опоры на ценности предшествующего периода. Культура России формировалась под воздействием Православия, воспитывающего в людях чувство ответственности и долга, пронизывающего все стороны жизни российской нации формирующего взгляды на происхождение мира и места человека в нём. К труду русские люди относились как к нравственному долгу человека, не трудиться было безнравственным. Каждый был участником трудовой деятельности, в результате которой создавались материальные, культурные духовные ценности.Народная система природопользования была основана не для удовлетворения сиюминутных желаний, а для понимания особенностей естественных явлений. Традиционные крестьянские навыки не могут не восхищать вековой продуманностью: познание природы, умение крестьянина жить в гармонии с нею, умело пользоваться ее дарами. Опыт крестьянского хозяйствования говорит о творческом характере труда на земле. Сегодня забываются народные приметы и земледельческий календарь, связывающий фенологические явления, утрачивается любовь к родной земле, под угрозой оказывается само существование человеческой культуры. Элементы народной экологии должны войти в исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности педагога. Народные традиции в настоящее время преданы забвению, их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как инновационный феномен, диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою – к неожиданно продуктивным новшествам.Духовно-нравственное воспитание по средствам народной экологии должно решать задачи формирования эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так, же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам, отношения к природе, её использования определяется общественными потребностями.Решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач, стоящих перед человеком, формирование творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания бережного отношения к природе, воспитания человека, достойного строителя и патриота своей земли. Значительное место в воспитании духовно-нравственных качеств по средством экологической культуры отводится культурологическому аспекту, связанному с разносторонним развитии личности. Одна из целей «народной экологии» в том, чтобы способствовать развитию новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение её качественных параметров в процессе усвоения знаний, отношений, ценностных ориентаций на духовный опыт русского народа. Духовно-нравственное воспитание в контексте принципов «народной экологии» даёт возможность выработать собственную систему ценностей и адекватные ответные реакции на экологические проблемы. «Народная экология» способствует воспитанию экологической ответственности перед будущими поколениями, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих природосообразную деятельность.Образование через действие, через расширение проблем, стоящих перед обществом, – такой представляется новая стратегия непрерывного общего и дополнительного образования, обеспечивающая развитие духовности, нравственности детей посредством народной экологии, соотносящейся с общей культурой, гуманитарной подготовкой, формирующей тип человека, любящего природу, ответственно относящегося к ней, культуре, самому себе, смыслу жизни.Воспитание по принципам «народной экологии» способствует формированию нравственных, культурных, духовных ориентаций, раскрытие личностных способностей, развитие культуры личности учащегося, его свободу, креативность и ответственность за всё живое на Земле. Достигается целостное осмысление человеческого бытия с природой, обществом и основным средством связи с миром через культуру, передающую и развивающую человеческий опыт.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пащенко Е.В. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ «НАРОДНОЙ ЭКОЛОГИИ» // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 761 - 767. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11466 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11466



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.