'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 111

Просмотры  23 просмотров

Ненашева Т.А.

  


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.   

Ключевые слова:
игра, геймификация, обучение   


Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью:– в качестве самостоятельных технологий с целью освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета,– как элементы (иногда очень существенные) более обширной технологии,– в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля),– как метода внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки – четко поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры, учебный материал применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом определяется пониманием воспитателем функций и классификации педагогических игр.В первую очередь необходимо разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.По характеру педагогического процесса можно выделить такие группы игр:а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,б) познавательные, воспитательные, развивающие,в) репродуктивные, продуктивные, творческие,г) коммуникативные, диагностические, профориента-ционные, психотехнические и др. Представим только важнейшие из используемых типов: предметные, деловые, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области можно выделить игры по всем школьным дисциплинам[2].По классификации педагогических игр (по Г.К. Се-левко) можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, на местности, комнатные, уличные, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.Содержание детских игр развивается от игр, в которых главных содержанием является предметная деятельность, к играм, которые отражают отношения между людьми, и наконец, к играм, где содержанием является подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.В дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.Игровое направление активно развивается в экологическом воспитании дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом воспитания. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (информационно-образовательной средой), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа информационно-образовательной средой. [1]Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия.Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. [1]Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью у воспитателей - «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов)[3].В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя. Положительным результатом работы педагога является тот момент, когда у детей развернутые самостоятельные игры экологической направленности[4].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ненашева Т.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 752 - 756. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11464 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11464



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.