'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 110

Просмотры  24 просмотров

Маркова Д.О.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в работе представлены основные теоретические аспекты проблемы развития восприятия формы и величины детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и подробно проанализированы.   

Ключевые слова:
восприятие, задержка психического развития, дошкольный возраст, перцептивные действия, норма   


Актуальность данной проблемы проявляется в глубоком исследовании особенностей восприятия формы и величины у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, необходимого для адекватного составления и подбора адаптированных специальных коррекционных методик в работе с детьми данной категории.Восприятие является сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Сложный, активный характер восприятия информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов, и правильно процесс восприятия обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Изучению восприятия, его специфических свойств и типов посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Маклакова, С.Л. Рубинштейна и других.Общая динамика развития аномального ребёнка подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако в восприятии детей с отклонениями в развитии, включая детей с ЗПР проявляются свои специфические черты, что отмечается исследованиях В.И. Лубовского Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Г.В. Фадиной. О.С. Жукова в своём исследовании выявила возрастные стадии развития восприятия формы и величины, которые представлены в таблице 1.Таблица 1. Возрастные стадии развития восприятия формы и величины. ВозрастОписание процесса восприятия формы и величины6-12 месяцевРебенок только начинает знакомиться с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за красочными, разноцветными, движущимися фигурками. Чтобы познакомиться поближе, младенец хватает руками то, что находится к нему ближе всего. Пробует на вкус, рассматривает и ощупывает.2-3 годаДети уже владеют знаниями об основных формах и размерах предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задания, которые требуют навыка классификации предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам.4-5 летВ этом возрасте появляются сенсорные эталоны - устойчивые представления о формах, размерах окружающих предметов. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов.5-6 летПериод развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия - может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условиеИсследователи отмечают, что несформированность восприятия различной модальности (в том числе и несформированности восприятия формы и величины) при ЗПР рассматривается как первопричина отставания в формировании представлений об окружающем мире, но несмотря на это целенаправленное изучение особенностей восприятия у детей данной категории не находятся в фокусе внимания исследователей и изучается только в контексте становления других психических процессов, отмечаются лишь единичные исследования, затрагивающие проблемы становления восприятия у детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст считается расцветом познавательной активности. Развитие восприятия формируется в процессе обучения. Л.А. Вегнер детально исследовал процесс развития восприятия в дошкольном возрасте. В период от 3 до 7 лет у дошкольника складываются сложные виды перцептивно-аналитической деятельности, особенно, способность мысленно расчленять предмет на части, а после объединять его в целое без практических действий. Так же помимо контура определяется структура объектов, пространственные особенности и соотношения его частей [2, с. 144].Развитие сенсорных эталонов (восприятия формы и величины) начинается еще в преддошкольном возрасте, когда ребенок стихийно и с помощью взрослого получает множество разнообразных впечатлений о предметной действительности и выполняет с предметами различные действия. Восприятие у дошкольников с задержкой психического развития достаточно поверхностное, они упускают значимые характеристики объектов. Специфика восприятия при ЗПР выражается ограниченностью, фрагментарностью и константностью.У детей с задержкой психического развития дошкольного возраста значительно заторможен процесс межанализаторных связей. Выделяются недостатки слухо-зрительно-моторной координации, из-за этого у детей возникают проблемы в восприятии пространства и времени [4 с. 520].Уровень психического развития дошкольников с ЗПР характеризуется гетерогенностью и гетерохронностью: выражены задержки в формировании какого-либо процесса или функции, при относительно нормативном развитии других, одни функции формируются с большим опозданием, а другие приближаются к возрастным нормативам. Важно отметить, что и у дошкольников, которые развиваются в норме, не наблюдается полное сходство по всем качественным и количественным параметрам. Однако, большим разнообразием и разнородностью характеризуется патология развития.Дошкольники с ЗПР запаздывают в развитии сенсорно-перцептивных функций. У них присутствуют сложности при определении близких по форме фигур, фигуры на фоне, вычленении детали объекта перед ними, трудности при восприятии глубины пространства и в зрительно-пространственной ориентировки, в восприятии расположения предметов в сложных изображениях [3, с. 232].Проблемы восприятия появляются, когда ребенок выполняет задания на копирование фигур, построение фигур по образцу (строение домиков из кубиков, фигуры из кубиков Кооса). Построение полного образа проходит медленно, поэтому и происходят данные трудности.Развитие восприятие формы и величины детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Знакомство с окружающим миром затрудняют узкий объем и пассивность восприятия, замедленный процесс переработки поступающей информации. Поисковые действия таких детей характеризуются хаотичностью и импульсивностью. Планомерность при обследовании объекта отсутствует, при любом использовании канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется недостаточная точность и меньшая полнота, а также односторонность полученной информации. С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров и др. отмечают, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами когнитивной деятельности, при этом одно из главных мест среди них занимают перцептивные и мыслительные действия [1]. Для детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте только начинается развитие перцептивного действия. Ознакомление со свойствами и отношениями предметов и игрушек начинается на основе появившегося у ребенка интереса к ним. Переломным в развитии восприятия ребенка с задержкой психического развития является пятый год жизни. Такие дети могут уже делать выбор по образцу. У немногих детей также формируется целостное восприятие. Когда детям удается выполнить предложенное задание, они начинают пользоваться зрительным соотнесением. Лишь в конце дошкольного возраста только немногие дети с задержкой психического развития достигают уровня развития восприятия, с которого дети с нормой интеллекта начинают дошкольный возраст, но они опережают этот уровень по способам ориентировки в задании. На основе усвоения отдельных сенсорных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения у детей с умственной отсталостью возникает перцептивная ориентировка. Иногда у детей с нарушениями интеллекта выбор по слову оказывается лучше, чем выбор по образцу [6, с. 448].Развитие восприятия детей с задержкой психического развития имеет значительные отличия от развития детей с нормой. После овладения выбора по образцу на основе зрительной ориентировки, дети с задержкой психического развития не могут осуществить выбор из большого количества предметов, у них затрудняется различение близких свойств, они не могут учесть эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Без специального обучения не достигается возможность обобщения по выделенным признакам. Взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения являются очень сложными. Дети с задержкой психического развития, которые успешно выделяют свойства во время занятий, также не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, они вовсе не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, в тот момент, когда нужно найти данный предмет в помещении [5]. Таким образом, на основе проведенного анализа психолого-педагогической научной литературы по проблеме развития восприятия формы и величины у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития нам удалось выявить, что сущность процесса развития восприятия формы и величины старших дошкольников с задержкой психического развития состоит в более точном и полном восприятии предметов окружающей действительности (формы, цвета, величины и т.п.). В свою очередь, развитие восприятия формы и величины детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно. Лишь к пятому году жизни у некоторых из таких детей формируется целостное восприятие и умения делать выбор по образцу, отмечаются способности к зрительному соотнесению.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Маркова Д.О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 745 - 751. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11463 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11463



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.