'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 107

Просмотры  29 просмотров

Копытова О.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС *

  


Аннотация:
в статье речь идет об особенностях проектной технологии и о методах её применения в средней школе в соответствии с ФГОС. Проектная технология предполагает большую роль самостоятельной работы учащихся в усвоении знаний, умений и навыков в ходе выполнения проектов по определенным темам.   

Ключевые слова:
проектная технология, проект, ФГОС, методика преподавания физики   


Практическая направленность проектной технологии способствует более качественному формированию умений и навыков, которые могут быть полезны не только в повседневной жизни, но и в будущих профессиях. Но если рассматривать обучение физики в широком смысле, то целью является сформировать целостную личность имеющую способность самосовершенствоваться, развиваться, при помощи системы знаний умений и навыков в различных областях. Согласно стандарту, процесс обучения должен формировать умение анализировать, оценивать, проверять научную информацию и поддерживать мотивацию обучающихся к саморазвитию [7].Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на воспитание здорового и активного гражданина страны, с активной позицией и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [7]. Для того чтобы реализовать федеральный государственный стандарт в полном объёме необходимо прибегать к использованию различных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проектная технология. Её цель заключается в создании условий для учащихся самим творить знания, создавать образовательную продукцию по различным направлениям и областям. Основной задачей данной технологии обучения является формирование самостоятельности у учащихся [2]. Функции проектной технологии, такие как исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая и нормирующая.Проектная деятельность учащихся представляет собой компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.Реализуемые проекты можно разделить на несколько видов по разным критериям [4]. В условиях проектной технологии ученик попадает в ситуацию, которая требует от него значительных усилий, так как учитель не предоставляет готовые знания по проблеме, а лишь указывает путь их освоения. Роль учащегося в проектной деятельности меняется, но он выступает как субъект деятельности на всех этапах.Поскольку технологии включают в себя целый комплект педагогических методов и приемов, проектная технология не исключение по своему набору компонентов [3]. В зависимости от вида и выбранной темы учитель может использовать, например, традиционные методы: рассказ, демонстрацию, упражнения и другое. Также целесообразно использовать беседу, дискуссию, создание проблемной ситуации и мысленного эксперимента, особенно на первых этапах технологии. Можно заимствовать приемы из других технологий, например, из технологии развития критического мышления или проблемного обучения. Использование проектной технологии предполагает несколько этапов совместной деятельности учителя и учащихся. Этапы будут зависть от специфики предмета. Для уроков физики можно выделить следующие этапы технологии [6]:Первый этап мотивационно-целевой. На этом этапе происходит включение детей в проектную деятельность. Отличительной чертой этого этапа является то, что это включение в деятельность происходит добровольно. Задача учителя сформировать у учеников потребность решать проблему. Второй этап – исследовательский. Во время этого этапа происходит формулировка гипотезы исследования и организовываются поиски информации. Педагог на этом этапе выступает опять в роли помощника. Третий этап - проектировочный. На этом этапе происходит разработка документации и оценка планируемого продукта. Учитель регулирует процесс обсуждения и организует выработку критериев оценки проекта. Четвертый этап - технологический. Главной задачей этого этапа является составление плана действий. Учитель помогает определить условия и средства реализации проекта, проводит консультацию. Пятый этап – практический. На этом этапе происходит выполнение ранее намеченного плана проекта. Педагог контролирует его выполнение, оказывает помощь и поддержку, если возникают затруднения.Шестой – контрольный этап. На нём выполняется оценка полученного продукта в соответствии с ранее планируемым результатом. Учитель помогает вывить недостатки проекта и помочь их свести на минимум. Седьмой этап – презентационный. На этом этапе происходит защита проекта и выступление перед аудиторией. Задача учителя помочь выбрать форму представления и выступления, подобрать аудиторию и экспертов, для оценки проекта. Последний этап – рефлексивный. На нем подводятся итоги проектной деятельности и определяется дальнейший план действий. Учитель подбирает методики для анализа деятельности, помогает определять дальнейшие перспективы и побуждает каждого ученика к детальному анализу. Проводя анализ этапов организации проектной деятельности, можно сделать вывод, что ученик и учитель находятся в плотном взаимодействии на всех этапах, но это взаимодействие радикально отличается от взаимодействия в традиционном подходе к обучению. Педагог выступает в роле помощника и направляющего, при этом ученик на всех этапах самостоятельно определяет и выполняет действия [7]. Таким образом, можно говорить, что у него формируются умения самостоятельно находить информацию и получать новые знания, умения самостоятельно делать выводы и заключения. Происходит развитие навыков коммуникации, самостоятельного контроля мыслительной деятельности, организаторских и коммуникативных способностей.В курсе физики средней школы можно выделить следующие группы проектов для реализации:Изготовление приборов для демонстрации различных физических явлений. Физика в живой природе. В этом направлении отражается объективно существующая связь между отдельными науками и связи наук с практической деятельностью. История открытия различных законов и явлений. Здесь актуальны информационные проекты, несущие в себе исследования в области истории физики. Решение задач. В этом направлении можно рассматривать два типа задач, а соответственно и два подхода к итоговым проектам. Цель проектной технологии заключается в создании условий для учащихся самим творить знания, создавать образовательную продукцию по различным направлениям и областям. Основной задачей данной технологии обучения является формирование самостоятельности у учащихся. В условиях проектной технологии ученик попадает в ситуацию, которая требует от него значительных усилий, так как учитель не предоставляет готовые знания по проблеме, а лишь указывает путь их освоения. Таким образом, проектная деятельность учащихся представляет собой компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Копытова О.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 718 - 723. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11460 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11460



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.