'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 104

Просмотры  14 просмотров

Золотницина А.И., Андрусева И.В.

  


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
одним из немаловажных процессов в развитии речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия – важный этап в корректировке речевой деятельности ребенка. От того какие способы и приемы будут использоваться в работе дефектолога зависит результат. В данной статье речь пойдет об использовании разнообразных приемов с целью развития фонематического восприятия у детей с ФФНР   

Ключевые слова:
логопедическая работа, ФФНР, коррекция, недостатки, фонематическое восприятие   


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это такое нарушение процессов произношения, которое является результатом нарушенного фонематического восприятия и произношения фонем. Данное определение было введено Р. Е. Левиной и более подробно описано Н.А. Никашиной, А.В. Ястребовой. Патогенетические аспекты ФФНР по мнению исследователей кроются в не до конца сформированной артикуляционной функции [4, 54]. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом развития фонематического восприятия. Именно коррекция данного процесса позволит скорректировать имеющиеся речевые недостатки. Р.Е. Лалаева под фонематическим восприятием понимала такую психическую функцию, которая в основе своей способствует переработке исходящего речевого потока вовлекая при этом определенные умственные действия с целью дальнейшего распознавания фонем [4,56]. О.А. Денисова отмечает, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в связи с имеющимися особенностями являются уязвимыми в плане развития личности. Имеющиеся недостатки негативно сказываются на развитии их эмоционально-волевой сферы. Дети данной группы по мнению автора замкнуты, избегают речевого контакта и стараются меньше вступать в диалог. Такое поведение негативно сказывается на детском коллективе [1, 22]. Развитие фонематического восприятия как фактор преодоления речевого недоразвития должно проходить в доброжелательной обстановке с использованием таких методов и приемов, которые способствовали бы активизации познавательной деятельности детей. Е.А. Екжанова отмечает, что первоначальное развитие фонематического восприятия должно строится с учетом неречевых упражнений. Это могут быть приемы в виде упражнений, основанных на практических методах обучения:1) «Где позвонили?» В арсенале у педагога должен иметься колокольчик. Задача детей определить откуда исходит звук. Данное неречевое упражнение способствует развитию фонематического слуха.2) «Шумящие коробочки»Данное неречевое упражнение способствует развитию неречевого звукоразличения. Для использования данного упражнения понадобятся коробочки, наполненные разнообразными предметами: горох, кнопки, пуговицы, камешки. Задача детей заключается в определении того, что шумит [2, 174].Дальнейшее развитие фонематического восприятия строится уже с учетом речевых упражнений. Е.В. Невмержицкая отмечает, что дальнейшее построение коррекционного пути также основывается на приемах игры. Дети при помощи игровой формы учатся определять на слух звуки гласного и согласного содержания. Это могут быть следующие упражнения:1) «Поймай звук»Ребенку необходимо хлопнуть при заданном услышанном звуке.2) «Поймай слог» Задача ребенка заключается в поднятии карточки определенного цвета при произношении педагогом заданного слога. В постоянно меняющемся стандарте образования все чаще встречается применение инновационных технологий обучения. Использование разнообразных программных обеспечений способствуют активизации интереса у детей дошкольного возраста и делают процесс обучения более интересным [2, 23]. Одним из таких программных обеспечений является «Игры для Тигры» Цель данной программы – речевое развитие ребенка. В качестве ведущего героя выступает тигренок, который является проводником ребенка в «Страну звуков». Данное программное обеспечение имеет множество преимуществ в виде объемных изображений, красочных визуализаций, голосового помощника [3, 120]. Данная программа была разработана на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. В данной программе авторами предложено четыре больших блока:- звукопроизношение,- просодика,- фонематика,- лексикаВсего в программе более 50ти упражнений, направленных на речевое развитие [3, 122].Таким образом, существуют различные методы и приемы развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Это методы как традиционного характера с использованием игр и упражнений, так и не традиционного в основу которых включается ИКТ. При развитии фонематического восприятия цель педагога-дефектолога учитывать слабость эмоционально-волевой сферы детей с ФФНР и создать для них наиболее благоприятную обстановку обучения и воспитания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Золотницина А.И., Андрусева И.В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 697 - 701. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11457 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11457



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.