'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 102

Просмотры  45 просмотров

Жабина Г.М.

  


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ К.Д. УШИНСКОГО *

  


Аннотация:
духовно-нравственное развитие младших школьников занимает важное место в системе современного образования. В нашей статье рассматриваются работы К.Д. Ушинского, в которых рассматривается нравственное воспитание младших школьников, становление и развитие личности ребенка.   

Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, развитие личности младших школьников, совесть, воспитание, Родина   


Духовно-нравственное воспитание обучающихся занимает важное место в современной системе образования. В 2022 году Президентом Российской Федерации был подписан указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Под традиционными ценностями понимаются «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданственной идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм» [Указ, 2]. Сохранение и укрепление традиционных ценностей в области образования и воспитания осуществляется в «совершенствовании форм и методов воспитания и образования детей и молодёжи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, повышении эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории» [Указ, 5]. Основоположником развития традиционного духовно-нравственного воспитания является К.Д. Ушинский. Его труды занимают особое место в развитии педагоги (статьи по педагогике, «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869). В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» педагог отмечает, что «нравственное чувство живет в каждом из нас?…?нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть» [К.Д. Ушинский, 256]. В работах «Нравственное влияние как основная задача воспитания», «Письма «О воспитании наследника русского престола» К.Д. Ушинский раскрывает понятие нравственности, ее роль и значение в жизни общества и отдельного человека, формирование ценностей и ценностных ориентаций через нравственное воспитание ребенка. В работе «Нравственное влияние как основная задача воспитания», представлено определение нравственности. Нравственность – внутренние социально-приемлемые убеждения и идеалы человека, основанные на свободном выборе, которые, становясь ценностями для человека, переходят в ценностные ориентации, формируют их. По словам К.Д. Ушинского, сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке имеет воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил. Педагог убежден, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [К.Д. Ушинский, 256].Л.А. Воденникова в работе «Идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания» отмечает, что идеи нравственности, изложенные в XIX веке К.Д. Ушинским о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания, сегодня входят в основу современной педагогической науки и деятельности. Под ценностями автор статьи понимает социально-приемлемые убеждения и идеалы личности, а под ценностными ориентациями – отношения личности к ценностям. Важно отметить, что К.Д. Ушинский подчеркивал значение нравственности в воспитании ребенка, указывал, что ценности являются составной частью нравственности и считал, что формирование ценностей у ребенка начинается в детстве, а ценностные ориентации закладываются в подростковом и юношеском возрастах; ценности и ценностные ориентации можно сформировать путем нравственного воспитания. Важное значение имеет педагог, который должен показывать ребенку возможный путь развития [Л.А. Воденникова, 37]. Духовно-нравственное развитие личности является сложным, многоплановым процессом. Ведь оно неотделимо от семьи, общества, культуры, человечества в целом.Народы России являются носителями традиционных ценностей, следовательно, задачами педагогов и родителей являются приобщение обучающихся к изучению существующих в нашей стране религиозных и культурных традиций.Духовно-нравственное развитие обучающихся представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения и воспитания. Конечно, свое начало духовно-нравственное развитие берет в семье (семейные традиции, фотографии, национальные обычаи). Затем подключаются образовательные учреждения. Сначала детские сады, школы, колледжи, средние профессиональные учреждения и высшие образовательные учреждения. На всех этапах обучения дети активно подключаются к участию в мероприятиях, направленных на духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание (конкурсы сочинений «Без срока давности», фестиваль «Русфест», фестиваль «Дорогами памяти и славы», конкурс творческих проектов «Семейная реликвия», акция «Окна Победы», гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк» и многие др.).Следует отметить, что важно не просто участие в мероприятиях как таковое, а создание условий для осознанного принятия обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Такого плана мероприятия стараются наполнить конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. С малых лет объясняют детям такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».Важное место в приобщении ребенка к духовно-нравственной и патриотической культуре играют художественные произведения. Особо следует отметить рассказы и сказки К.Д. Ушинского. В его произведениях отражаются все идеи, цели и задачи педагога. А произведения, написанные в прошлом веке актуальны и понятны детям спустя столетия. Творчеству К. Д. Ушинского посвящены труды С.С. Воинова, В.Я. Струминского, Г.Ю. Филипповского, Б. Бегака, М.А. Давыдома и др.К.Д. Ушинский считал, что художественная литература способствует полному проникновению во внутреннюю жизнь языка, а через нее в глубины народного духа. Художественное слово – уникальная форма, через которую читающий входит в мир «народной мысли, народного чувства, народной жизни. Особое место в учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» писателя занимают статьи и рассказы на нравственно-этические темы. Книга «Детский мир» впервые была опубликована в 1861 г под названием «Детский мир и Хрестоматия». Название книги указывало на два взаимосвязанных раздела: статьи автора на естественнонаучные и гуманитарные темы и хрестоматийный материал из художественной литературы. Изначально книга предназначалась для классного чтения в младших классах, но вскоре стала активно использоваться в гимназиях и старших классах народной школы. Процесс обучения по «Детскому миру» строился в тесной связи с окружающей ребёнка средой. Первая статья книги «Дети в роще» предоставляет учителю возможность установить порядок коллективного чтения в классе и приучить детей выполнять школьные требования. А в статье «Первый день в училище» раскрывается стремление ребёнка осмотреться в новом для него положении. В книге устанавливается связь естественного интереса детей к явлениям природы, к характерным признакам четырех времен года и решается задача пополнить представления детей о временах года. К.Д. Ушинский был противником прямых назиданий и поучений и считал, что само описание нравственного поступка должно вызвать ответное чувство в детях, побудить открыть нравственную мысль, выраженную в произведении. В рассказах на нравственно-этические темы писатель часто использует форму занимательной истории – дети могут говорить с насекомыми, птицами, зверями. В статье «О человеке» К.Д. Ушинский подробно и доступно рассказывает детям о строении тела, но и говорит о душе: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как у других людей» [К.Д. Ушинский, 37]. Особое внимание в статье уделяется таким понятиям как дар слова, память, способность воображения, ум, внутренние чувства, совесть, воля, вера в Бога. К.Д. Ушинский говорит детям, что необходимо иметь желанию и возможность сделаться умнее и добрее. «Все эти способности – дар слова, память, воображение, ум, совесть, воля, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше – называются способностями душевными» [К.Д. Ушинский, 45]. Этими простыми словами педагог объясняет детям, как раскрыть свой духовно-нравственный потенциал. Интересно и просто он говорит о шалостях детей, о том, как ребенку нужно себя вести, если пошалил: «Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда рассержусь, иногда не послушаюсь, иногда сделаю или скажу какую-нибудь глупость, случается, что скажу неправду, но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым, и я могу сделаться таким, если постараюсь: у меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее» [К.Д. Ушинский, 45]. Педагог раскрывает не только потенциал и стремление ребенка стать лучше, но не ругает его за проступки и лень, а лишь объясняет ребенку, что нужно стремиться к добру, труду. В этом наставлении нет ни одного слова «нельзя» или слова «нет». Педагог использует выражения «у меня есть возможность, я могу сделаться таким, если постараюсь, у меня есть желание», что вызывает доверие у ребенка. В этом и заключается духовно-нравственное воспитание ребенка, помочь раскрыть потенциал ученика, помочь стать лучше, добрее, умнее.В статье «Наше Отечество» К.Д. Ушинский объясняет детям, что такое Родина, Отечество. «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов, и когда мы уснем навеки, то она же прикроет и кости наши. Велика наша родина – мать-святорусская земля!». Педагог прививает любовь к своей стране, говорит о значении Родины для каждого человека, воспитывает патриотические чувства младших школьников. «Хрестоматия» представляет собой рассказы и басни в прозе, которые раскрывают нравственные проблемы и помогают на простых примерах воспитывать духовно-нравственные чувства младших школьников. Так в рассказе «Органы человеческого тела» К.Д. Ушинский говорит, что нужно жить в мире и согласии друг с другом, а в рассказе «Добросовестный дикарь» автор учит детей быть честными с другими людьми.Книга «Детский мир и Хрестоматия» является образцом использования научного материала в педагогических целях, в разработке дидактической системы, которая способствует усвоению знаний детьми школьного возраста, но и позволяет на примерах художественных произведений развивать духовно-нравственное воспитание младших школьников. Таким образом, вклад К.Д. Ушинского в развитие духовно-нравственного воспитания младших школьников огромен. Невозможно остановиться только на художественных произведениях или педагогических статьях. В каждой работе педагог уделяет внимание особому миру ребенка, его развитию, становлению личности младшего школьника.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Жабина Г.М. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ К.Д. УШИНСКОГО // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 684 - 691. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11455 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11455



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.