'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 99

Просмотры  22 просмотров

Довгань С.Ф.

  


ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается возможность развития социально-коммуникативной компетенции с использованием инструментов театрализованно–игровой деятельности. Представлены результаты диагностического этапа на примере младшего школьного возраста.   

Ключевые слова:
социально-коммуникативная компетентность, эмпатия, умение слушать   


Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся социуме, люди творческие, активные, обладающие универсальными способами действий. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди должны взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и создать новые взаимоотношения между людьми. Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой тяги к общению, интересу к осмыслению речевого опыта, чуткости к языковым явлениям. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать и речевому общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной и важной задачей образовательного процесса начальной школы. Социально - коммуникативная компетентность (далее СКК) - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Целью эксперимента являлась практическая проверка гипотезы исследования, связанная с предположениями о том, что: театрализованно - игровая деятельность будет способствовать развитию социально - коммуникативной компетенции у школьников при соблюдении следующих условий:при включении школьников в разнообразные формы театрализованно- игровой деятельности: посещение и анализ спектаклей, театрализованные игры, игры-драматизации, игры – импровизации, ролевые диалоги, агитбригады, конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции,при опоре на следующие методы: метод моделирования ситуаций (создание сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности), метод ассоциаций (развитие воображения и мышления путем ассоциативных сравнений, на основе которых происходит возникновение ассоциаций),при соответствии основным требованиям к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики, регулярное включение театрализованных игр, максимальная активность участников, использование групповых форм организации обучения,Для определения уровня развития социально - коммуникативной компетенции были выбраны три ее составляющие: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нём, умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,Изучение проявления СКК у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе было организовано с помощью следующих методик. Для изучения уровней сформированности эмпатии у младших школьников, диагностировали представления учащихся о соответствующих гуманным качествам нравственных ориентирах. Методика «Неоконченное предложение» Е.Е. Щурковой способствовала выявлению понимания детьми особенностей этих качеств людей.Обработка полученных данных осуществлялась путем качественного анализа ответов учащихся, позволившего определить степень сформированности у них понятий о данных качествахВ исследовании я опиралась на представление о трех уровнях сформированности эмпатии в младшем школьном возрасте.По результатам диагностики выявлено что высоким уровнем сформированности эмпатии обладает 5 испытуемых из 29, что составляет 17,2%, средний уровень сформированности эмпатии у 14 испытуемых – 48,3%, низкий уровень - 10 испытуемых – 34,5% Для оценки уровня сформированности коммуникации, использовалась методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников». По результатам опроса у 11 обучающихся экспериментальной группы сформирован средний уровень коммуникации (37,9%), у 16 человек - низкий уровень (62,1%). Высокий уровень развития коммуникации как общения не достигнут ни у одного испытуемого. (0 %)Для исследования следующего структурного элемента социально - коммуникативной компетенции использовалась методика Н.И. Козлова «Умение слушать собеседника».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Довгань С.Ф. ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 670 - 674. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11452 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11452



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.