'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 95

Просмотры  38 просмотров

Волкова Е.В.

  


АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ *

  


Аннотация:
в работе уделяется внимание важности речевой культуры в контексте образования и профессионализма педагога. Представлено определение культуры речи и описание её ключевых компонентов. Подчеркнуты принципы культурной речи в педагогическом процессе. Указаны отрицательные воздействия на речевую культуру и рекомендации для её улучшения.   

Ключевые слова:
культура речи, развитие речи, речь, коммуникация, педагогика   


Человеческая культура, несомненно, ярко проявляется в нашей речи, которая помогает нам отражать способность выражать свои мысли, чувства, эмоции. Речь является важным показателем каждого человека и отражает его профессионализм в определенной области. Развитие и совершенствование речи является важным аспектом обучения педагогов во всех ВУЗах. В профессиональной культуре речи педагога выделяют три основных компонента: нормативный, коммуникативный и этический, которые определяют правильность произношения, способность восприятия речи собеседника и уместность высказываний в соответствии с ситуацией.Такие ученые как Винокур Г. О., Пешковский А. В., Голуб И. Б., Чернышев В. И., Щербы Л. В. считают, что речевая культура определяет эффективность образовательного процесса, что и лежит в основе их научных работ.Советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Г. О. Винокур предложил идею разграничения двух аспектов культуры речи. «Понятие культуры речи, - пишет он, - можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду только правильную речь или также речь, но искусную. Искусная речь предполагает умение говорить не только правильно, но в принципе и мастерски, как пишут и говорят мастера художественной речи» [1].Советский и российский учёный-языковед, кандидат филологических наук И. Б. Голуб утверждает, что культурной мы должны считать речь, которая отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью [2].Чтобы речь педагога была культурной и информативной, необходимо следовать определенным принципам:1. Убедительность: главная цель - убедить слушателя в правильности информации, используя психологические особенности и примеры из жизни.2. Логичность: Педагог должен логично и обоснованно излагать свои мысли, чтобы они были последовательными и не противоречивыми.3. Доказательность: Аргументы педагога должны быть обоснованными, достоверными и иметь реальное значение.4. Понятность: Использование понятных терминов и убеждение в понимании смысла речи со стороны учеников.5. Ясность: Речь должна быть четкой, спокойной и умеренной по тону, чтобы быть доступной для понимания собеседников.6. Содержательность: Речь должна быть осмысленной, краткой и информативной. Краткость с высоким содержанием говорит о культурности и развитии мышления.7. Чистота речи: Исключение чуждых литературному языку элементов и тех, что противоречат нормам нравственности.Негативное воздействие на языковую культуру проявляется через следующие аспекты:1. Диалектизмы: Слова, характерные для определенных местных или территориальных говоров и диалектов.2. Варваризмы: Иностранные слова, включаемые в речь без необходимости, что нарушает целостность высказывания.3. Жаргонизмы: Слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.4. Вульгаризмы: Использование бранных и оскорбительных слов, унижающих человеческое достоинство.5. Слова-паразиты: Часто повторяющиеся слова, мешающие полноте смысла высказывания.6. Междометия: Неуместные звуки и слоги, вносящие беспорядок в речь.7. Канцеляризмы: Слова и обороты, характерные для делового стиля общения, неуместные в педагогической речи.8. Штампы: Заменяемые и часто избитые фразы, не всегда соответствующие контексту.9. Малоизвестные слова и термины: Их использование затрудняет понимание высказывания, если их применение неизбежно, следует предоставить их ясное объяснение.Для предотвращения подобных негативных воздействий необходимо соблюдать следующие условия:1. Педагог должен поддерживать достаточно тихую тональность, но в то же время обеспечивать, чтобы его слова были восприняты каждым, минимизируя напряжение у обучающихся в процессе вникания.2. Педагог обязан говорить четко.3. Для достижения выразительности речи важно умело использовать паузы - как логические, так и психологические. Отсутствие логических пауз делает речь неструктурированной, а отсутствие психологических лишает ее эмоционального насыщенного содержания.4. Педагог должен придавать своему общению интонацию, способность ставить ударения в нужных местах и выделять ключевые слова, необходимые для понимания смысла высказывания.5. Мелодичность в голосе педагога придает ему индивидуальность и может оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние обучающихся, воодушевляя, захватывая или успокаивая. Мелодичность создается за счет правильного использования гласных звуков.6. Самостоятельность мышления говорящего: Педагогический материал должен быть понятен и для педагога, и для обучающихся.7. Интерес к предмету: Глубокое вовлечение педагога в излагаемый материал передается учащимся.8. Отличное знание языка: Обширный словарный запас и развитые коммуникативные навыки.Другими словами, для успешной работы в современной образовательной среде педагог должен обладать знанием требований и правил речевой культуры. Соблюдение этих норм, постоянное совершенствование своего языка - вот ключевые компоненты эффективной деятельности преподавателя. Его задачей является развитие интереса к предмету, вовлечение учеников в культурные ценности и обеспечение эффективной коммуникации между учителем и учеником, что и даёт, по-своему, развитие культуры речи.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Волкова Е.В. АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 652 - 656. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11448 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.