'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 94

Просмотры  22 просмотров

Блинников Д.М., Сотникова Е.Б.

  


РОЛЬ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ *

  


Аннотация:
в данной работе представлен взгляд на использование регионального компонента на уроках географии в Липецкой Области. Представлено описание его роли и основ его реализации. Также в статье приведены конкретные примеры реализации регионального компонента на уроках географии в Липецкой Области.   

Ключевые слова:
география, педагогика, региональный компонент, Липецкая область   


Содержание региональный компонента всегда являлось одним из важнейших аспектов изучения географии в школьной программе, каждый школьник обязан знать географию места, в котором он родился и вырос, географию своей малой родины. Основа реализации регионального географического компонента лежит в учебном плане образовательного учреждения, в который входят следующие компоненты: федеральный, национально-региональный и особый компонент учебного заведения. Региональный же компонент подразумевает под собой школьный раздел географии, подразумевающий изучение школьниками своего края, местности путем знакомства их с основными географическими данными этой местности, а также обязательное рассмотрение различных карт, в которых наглядно, на местности отражены эти самые географические данные, тем самым формируя базовые краеведческие знания и повышения уровня патриотизма. В законе РФ «Об образовании» под термином «национально-региональный компонент» подразумевается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое разнообразие своей области [1]. Региональный компонент можно использовать практически на каждом уроке географии, начиная с 5-6 классов, в которых изучается физическая география и заканчивая 10-11 классами, в которых изучается экономическая и социальная география. В 5-6 классах можно изучать реки, горы, озера, рельеф своего края а также полезные ископаемые, в 7 классе можно в целом изучить место нашей родины на планете Земля, в 8 и 9 классе ученики целиком и полностью изучает нашу Россию, именно в 8 классе дети в полной мере начинают изучать свою страну, знакомятся с ее расположением, узнают про ее климат, про особенности рельефа, а в 9 уже узнают про ее разностороннюю экономику, хозяйство, знакомятся со всем разнообразием народов живущих в нашей большой дружной стране, так - что здесь потенциал регионального компонента в географии можно реализовать наиболее комплексно. В 10-11 классах начинается изучение социально-экономического развития разных стран, и даже сюда можно включить региональный компонент, например рассказав подопечным какую роль играет их область в экономике нашей страны, или даже всего мира, например в такой маленькой, казалось бы, Липецкой области расположен крупнейший в мире сталелитейный комбинат. Также особое внимание на уроках географии стоит уделять изучению карт, ведь как сказал Николай Баранский, основоположник отечественной экономической географии «карта-второй язык географии». Он был абсолютно прав, и поэтому в карты можно, а скорее даже нужно включать региональный компонент, при изучении различных карт родных краев дети смогут наглядно увидеть и богатства их края полезными ископаемыми, и расположение ключевых мест промышленности региона, а также смогут увидеть и многое другое. Подытоживая сказанное выше, можно смело заявить что национально-региональный компонент в географии можно реализовать в каждом классе с 5 по 11, при этом он значительно добавит интереса к изучению детьми предмета «география» так-как при рассмотрении своего региона, степень наглядности достигает высшего уровня, дети буквально изучают место в котором живут сами, и само собой он разовьет у детей любовь к своей стране и малой родине. Рассмотреть применение регионального компонента на уроках географии мы хотим на Липецкой области.Уже начиная с 5 класса, при изучении темы «Горные породы» и «Минералы и горные породы» можно реализовать региональный компонент путем рассказа сначала о том, что Липецкая Область расположена на Восточно-Европейской равнине, далее стоит рассказать какими о горных породах и минералах, встречающихся в Липецкой области, таких как доломит, лимонит, известняк. Важно отметить места их добычи, например известняк добывают на Лавском карьере в Ельце, а доломит в городе Данков. В этой же теме можно упомянуть и знаменитую липецкую минеральную воду, которую оценил сам Петр 1. Также обязательна работа с картами, ученики должны ориентироваться на карте полезных ископаемых липецкой области и знать расположение залежей горных пород и минералов. Для высшей степени наглядности можно даже принести образцы этих горных пород на урок, рассмотрев их дети будут иметь более обширное представление об горных породах и минералах.В 8 классе при изучении темы «Реки России» дети знакомятся с водными ресурсами России а также с основными элементами реки, классификацией рек по типу течения, водный режим рек В Липецкой области есть множество различных рек, их изучение и можно включить в эту тему, дети рассмотрят такие реки как: Воронеж, Дон, Быстрая, а также другие реки протекающие близ их населенных пунктов, узнают их типы питания, водные режимы, рассмотрят их основные элементы, а также значение в истории и жизни страны. Так, например в городе Добром, ныне село Липецкой области, Добровского Района была возведена верфь, на которой было построено 360 стругов для Азовского похода, а река Дон, которая является третьей по длине в стране служила в XIII веке водной дорогой к Черному морю вместо Днепра. В Липецкой области есть множество рек для изучения, всего на территории Липецкой области протекает 127 рек длинной более 10 километров, и 212 рек длинной менее 10км, да и вся Липецкая область имеет хорошо развитую гидрографическую сеть, поэтому детям в любых населенных пунктах области будет интересно узнать что-то новое, научное, об реках которые так или иначе играют роль в их жизнях, после этого урока они поймут что реки это настоящее сокровище всей нашей страны. При работе с картами дети также смогут наглядно рассмотреть гидрографическую сеть Липецкой области.Липецкая область славится также тем, что в ней родился поистине великий географ Семёнов Тян-Шанский Петр Петрович, он заложил основы русской географической школы и сделал множество географических открытий, он открыл вершину Хан-Тенгри, в точности определил положение Тянь-Шаньских хребтов, собрал самые богатые на то время геологические, одним словом внес неоценимый вклад в мировую географию, поэтому рассказать детям об их земляке который внес неоценимый вклад в науку которую они изучают сидя на уроке просто необходимо, на это можно выделить даже целый урок, на котором можно рассказать об путешествиях, открытиях, и жизни великого географа. Можно также организовать экскурсию в Музей-Усадьбу Семёна-Тянь-Шанского, которая находится в деревне Рязанка, Чаплыгинского района Липецкой области.В 9 классе, при изучении Европейской части России можно выделять отдельный академический час на изучение промышленности липецкой области, Липецкая область славится своим Металлургическим комбинатом, оно и является основным предприятием Липецка, но по всей липецкой области есть множество различных предприятий как легкой так и тяжелой промышленности, на этих уроках дети смогут узнать что поставляет на мировой рынок их малая родина а также что производят конкретно в их районе. Также стоит дать детям для изучения карту промышленности Липецкой области, для того чтобы они могли увидеть точное расположение различных предприятий.В заключении хочется еще раз подчеркнуть важность регионального компонента в изучении детьми школьного курса географии, он не только значительно повышает интерес учеников к географическому материалу, но и повышает среди них уровень патриотизма, дети по настоящему начинают гордиться своей малой родиной и Россией в целом, когда узнают больше о географических объектах своей родной области, в статье было рассказано про включение регионального компонента в курс географии на примере липецкой области, но в каждом регионе России можно найти географические объекты и великих людей с помощью рассказа о которых дети смогут более эффективно и с большим интересом изучать такую науку как география.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Блинников Д.М., Сотникова Е.Б. РОЛЬ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 646 - 651. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11447 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11447



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.