'
Арутюнян А.Д., Иващенко Е.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» *
Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые аспекты применения информационных технологий при изучении учебного материала студентами.
Ключевые слова:
информационные технологии, компьютерные технологии, процесс обучения студентов, теория вероятностей, математическая статистика
В настоящее время совершенствование образовательного процесса связано с возможностью активного использования информационных технологий. Из-за различий в подходах к интерпретации этого термина возникает проблема неоднозначности понимания.Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" дает следующее определение: "Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы реализации таких процессов и методов"[1].По определению Н. В. Макаровой, "информационные технологии - это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) с целью получения новой качественной информации о состоянии объекта"[2]. Но, несмотря на различия в определениях, информационные технологии используются в педагогической практике.Рассмотрим применение компьютерных технологий на примере курса «Теория вероятностей и математическая статистика».Эта дисциплина занимает особое положение среди математических дисциплин, которые изучаются в высшей школе, и является не только основополагающей компонентой в подготовке бакалавра и специалиста, но и важной теоретической и практической базой профессиональной подготовки студентов.Цель изучения дисциплины заключается в том, чтобы раскрыть студентам мировоззренческое значение науки о случайном, углубить их представления о роли и месте теории вероятностей и математической статистики в изучении окружающего мира.Содержание дисциплины: основные понятия теории вероятностей, случайные величины и их распределения, математическая статистика и обработка результатов экспериментов.Значительную помощь в организации процесса обучения оказывают информационные технологии, и связано это с тем, что компьютер позволяет производить быстрые расчеты, организовывать «виртуальные математические эксперименты» и др.Отметим некоторые направления использования компьютерных технологий в обучении указанному курсу:изложение нового материала (визуализация знаний),проведение лабораторных работ,закрепление изложенного материала (решение задач по образцу, выполнение домашних заданий),система контроля и проверки (тестирование с оцениванием),самостоятельная работа.На лекционных занятиях используются презентации лекций, выполненные в программе Microsoft Power Point. В содержание слайдов включены формулировки определений, теорем, алгоритмы поиска решения задач, выводы. Сами доказательства теорем излагаются на доске. Это связано с тем, что в процессе изложения идет обсуждение приводимого материала, выводы формул также связаны с обсуждением, это подводит к нужным заключениям. Презентация позволяет выделить главное в лекции, подчеркнуть логическую структуру материала, облегчает конспектирование материала лекции. Кроме того, при необходимости она позволяет повторно выводить на экран пройденный материал. Однако далеко не каждая лекция снабжена презентацией. Это связано с трудоемкостью подготовки самих презентаций и с техническими возможностями факультета.Лабораторные работы не предусмотрены учебной программой дисциплины, но студентам рекомендуется, если они имеют достаточный уровень подготовки, провести моделирование случайного эксперимента. Способность исследовать, моделировать реальные процессы и явления на компьютере значительно повышает мотивацию к изучению профессии и развивает творческие способности. При выполнении лабораторных работ можно использовать программные продукты Excel и Statistica. Не менее важным является создание собственных программ для студентов.Компьютеризированные методы тестирования используются для контроля качества обучения и самоконтроля. Технология таких тестов, в отличие от традиционных методов оценки качества образования, позволяет значительно сократить временные рамки, необходимые для обработки результатов, и автоматизировать процесс проверки ответов.Важным направлением использования информационных технологий в образовании является формирование навыков поиска теоретической информации и данных, необходимых для проведения исследований в Интернете, и критической оценки получаемой информации. Успех в будущей профессиональной деятельности невозможен без умения использовать результаты поиска, получения и анализа информации при проведении выпускных и курсовых квалификационных работ, а также при принятии решений в различных ситуациях.Актуальность использования компьютерных технологий в преподавании теории вероятностей и математической статистики подтверждается появлением исследований по этой теме (например, [4]), а также публикацией соответствующих учебников [5, 6].Можно сделать вывод, что использование информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным, повысить мотивацию к обучению.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2
Ссылка для цитирования:
Арутюнян А.Д., Иващенко Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 641 - 645. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11446 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*