'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 87

Просмотры  16 просмотров

Шекин М.А.

  


МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - ВЫСШЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВОЛИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются общие аспекты муниципальных выборов. Определено, что муниципальные выборы являются одной из наиболее важных форм власти для осуществления гражданами своего права на местное самоуправление. Изучение ситуации с муниципальными выборами позволит лучше понять механизм местного самоуправления и роль населения в нем.   

Ключевые слова:
муниципальные выборы, население, гражданин, референдум, депутаты, местное самоуправление   


Одним из главных и базисных элементов построения демократического общества является непосредственное участие граждан в муниципальных выборах. Основная функция муниципальных выборов раскрывает и доказывает их важность в обществе. В частности, муниципальные выборы дают гражданам право управлять местными делами и формировать представительные органы местного самоуправления, позволяя им контролировать работу местных органов власти и удовлетворять требования большей части общественности. Это показатель социального права и политической культуры, показывающий понимание гражданами деятельности органов местного самоуправления, и, наконец, определение степени демократичности и современности граждан, является основой национального и политического развития, населения России.Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами [3].Проведение муниципальных выборов основано на том, чтобы граждане могли сделать выбор в пользу кандидата для его дальнейшего управления в муниципальном образовании. В Конституции РФ закреплено, что граждане могут выражать свою волю на проводимых муниципальных выборах, чтобы показать реальные потребности и предпочтения при выборе кандидата [1].Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на основании законодательства Российской Федерации и, в частности, согласно положению ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. В данном законе указано, что муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне избираются представительные органы местного самоуправления. Отличаются также прямые и косвенные, очередные и внеочередные, первичные и повторные виды голосования:- прямые выборы характеризуются тем, что граждане напрямую избирают своих представителей в государственные органы. При косвенных выборах избирательный вопрос решают не граждане, а избранные ими лица-специальная избирательная коллегия, депутаты и т.д. В нашей стране выборы всех представительных органов власти являются только прямыми,- очередные выборы проводятся по окончании срока полномочий государственных органов и органов местного самоуправления,- внеочередные выборы проводятся в случае преждевременного прекращения полномочий муниципальных органов [4]. Если депутат выйдет из гражданства РФ или примет гражданство другой страны или подаст y отставку, решением избирательной комиссии он будет лишен депутатского мандата. И в течение одного месяца после вакансии депутатского мандата по соответствующему одномандатному избирательному округу проводятся внеочередные выборы. При проведении внеочередных выборов выдвижение кандидатов в одномандатных избирательных округах, другие избирательные действия осуществляются в порядке, установленном законодательством.Таким образом, муниципальные выборы способствуют развитию гражданского общества и укреплению демократических принципов в России. Важным аспектом проведения муниципальных выборов является принцип всеобщего равного и прямого избирательного права. Это означает, что каждый гражданин, достигший определенного возраста и имеющий гражданство Российской Федерации, имеет право участвовать в выборах и выразить свою волю через голосование. Никакая дискриминация или ограничение не должны препятствовать гражданам в осуществлении своего избирательного права. Также стоит отметить, что проведение выборов при тайном голосовании является важным принципом, обеспечивающим свободу выражения воли избирателей.Тайное голосование гарантирует, что каждый гражданин может свободно выбирать кандидата или партию, не подвергаясь внешнему влиянию или давлению. Это способствует честности и прозрачности выборов, а также укрепляет доверие граждан к местным органам самоуправления.Порядок формирования избирательных комиссий определяется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выборы депутатов органов местного самоуправления в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях прошли по пропорциональной системе. Это означает, что избиратели голосовали за партии, а не за конкретных кандидатов. Партии, набравшие наибольшее количество голосов, получили места в органах местного самоуправления [4].Обычно на муниципальных выборах местного уровня используется мажоритарная система, при которой победителем становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов в своём округе. Однако в данном случае власти этих регионов решили использовать пропорциональную систему. Это может быть связано с несколькими факторами.Во-первых, пропорциональной системе отдают предпочтение партии, которые стремятся к максимальному представительству в органах власти. В условиях, когда в этих регионах активно действуют политические партии, поддерживающие Россию, пропорциональная система может дать им преимущество.Во-вторых, пропорциональная система может способствовать формированию более представительных органов местного самоуправления. В условиях, когда в этих регионах существует высокий уровень политической активности, пропорциональная система может дать возможность избраться представителям различных политических сил.В-третьих, пропорциональная система может быть более эффективной в условиях, когда необходимо провести выборы в короткие сроки. В данном случае выборы должны пройти в течение года, и пропорциональная система может быть более простой и менее затратной в реализации.Однако использование пропорциональной системы на выборах местного уровня также имеет свои недостатки. В частности, она может привести к снижению роли личности депутата в органах местного самоуправления. Кроме того, пропорциональная система может способствовать фрагментации партийной системы, что может затруднить принятие решений в органах местного самоуправления.Как будет развиваться политическая ситуация в этих регионах, и как отразится на ней использование пропорциональной системы на выборах местного уровня, покажет время.Также важно, что избирательные системы для муниципальных выборов основаны на связи депутатов с избирателями. Одним из аргументов, который часто используется оппонентами избирательной системы, связано с голосованием за закрытые списки кандидатов. Соответствующая система голосования «разрывает» связь депутата с избирателями. Избиратели лишаются действенных рычагов влияния на депутатов, которые не представляют их интересы на муниципальном уровне. Гипотетически, в случае неудовлетворительного выполнения своих обязанностей, такие депутаты могут быть отозваны, однако вакантное место будет замещено следующим в порядке очередности в списке депутатом, возможно – даже менее «ответственным», чем его предшественник. Существуют и другие критические замечания относительно системы голосования за закрытые списки, а именно:- ограниченность доступа к информации о составе избирательных списков, о кандидатах, включенных в них,- наличие в списках субъектов избирательного процесса лиц с не безупречной репутацией и т.д. Все эти аргументы позволяют обосновывать необходимость пересмотра системы формирования и введения преференциального голосования (голосования за полузакрытые или даже открытые списки), и возвращение к мажоритарной системе выборов.Действительно, связь депутатов с избирателями обеспечивает как мажоритарная избирательная система, так и пропорциональные избирательные системы с голосованием за полуоткрытые и открытые списки. Совершенно очевидно, что распределение мандатов между кандидатами зависит не от очередности расположения кандидатов в списках (определенной партией), а устанавливается на основе полученных кандидатами преференций избирателей. На наш взгляд, применение систем голосования за полуоткрытые и открытые списки может применяться только при трех условиях:- в муниципальном округе распределяется небольшое количество мандатов,- участие в выборах принимает небольшое количество субъектов избирательного процесса,- партийная система является стабильной, а общество – более или менее политически структурированным. В условиях политической нестабильности применение системы голосования за полуоткрытые и открытые списки будет иметь для стабилизации партийной системы примерно тот же эффект, что и применение мажоритарной избирательной системы в одномандатных округах – дестабилизацию партийной системы и рост количества партий. Таким образом, муниципальные выборы предоставляют возможность каждому гражданину выразить свою волю и влиять на принятие решений в его муниципальном образовании. Поэтому, участие в муниципальных выборах является не только правом, но и гражданской обязанностью каждого россиянина.В заключение отметим, что муниципальные выборы, проводимые в соответствии с Федеральным законом N 131, играют важную роль в развитии местного самоуправления в Российской Федерации. Они обеспечивают участие граждан в принятии решений на местном уровне и способствуют развитию демократических принципов. Важно соблюдать принципы всеобщего равного и прямого избирательного права, а также проводить выборы при тайном голосовании, чтобы обеспечить честность и прозрачность выборного процесса.На основании проведенного исследования сделан вывод, что необходимо разрабатывать основные направления и механизмы совершенствования правового регулирования муниципальных выборов, которые могут стать полезными в процессе дальнейшего совершенствования не только законодательства о муниципальных выборах, но и других избирательных законов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шекин М.А. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - ВЫСШЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВОЛИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 608 - 614. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11440 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11440



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.