'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 86

Просмотры  20 просмотров

Шекин М.А.

  


ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО *

  


Аннотация:
в статье определено, что избирательное законодательство РФ претерпевает постоянное усовершенствование в направлении учета негативных уроков предыдущих избирательных кампаний и приближения его к международным стандартам муниципальных выборов. В статье отмечается, что муниципальные выборы являются ответственным инструментом решения проблемы местного значения институтов местного самоуправления.   

Ключевые слова:
муниципальные выборы, избирательная система, политика, выборы, партии, местное самоуправление   


В России муниципальные выборы являются важными институтами местного самоуправления. Они позволяют гражданам непосредственно участвовать в управлении своими территориями и влиять на принятие решений, касающихся их жизни.В ходе муниципальных выборов граждане выбирают депутатов представительных органов местного самоуправления, а также главу муниципального образования. Депутаты представительных органов местного самоуправления принимают решения по вопросам местного значения, а глава муниципального образования возглавляет местную администрацию и осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.Согласно Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные выборы позволяют гражданам принимать решения по вопросам местного значения на основе прямого волеизъявления. Они могут проводиться по инициативе граждан, органов местного самоуправления или органов государственной власти [2].Также муниципальные выборы имеют важное значение для развития местного самоуправления. Они способствуют повышению эффективности местного управления, укреплению доверия между гражданами и органами местного самоуправления, а также развитию демократии в России.В ходе предвыборной кампании кандидаты в депутаты и главы муниципальных образований представляют свои программы и планы работы. Это позволяет гражданам познакомиться с кандидатами и их взглядами на развитие территории, а также сделать обоснованный выбор.Конкретные правила проведения муниципальных выборов определяются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.Глава 8 Конституции Российской Федерации, посвященная местному самоуправлению, устанавливает, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в муниципальных образованиях, которые создаются в целях решения вопросов местного значения самостоятельно [1].В европейских странах, как и в России, вопрос выбора системы формирования местных органов является вопросом политической целесообразности. Иными словами – избирательная система должна достигать тех целей, которые ставятся ее разработчиками. Среди таких целей-обеспечение влияния на формирование и реализацию политики, эффективного функционирования системы органов публичной власти, внедрена избирательная система, на муниципальных выборах. В то же время соответствующие процессы происходят не синхронно, и как следствие – положения законов по-разному регулируют отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов. Это утверждение особенно актуально для правового регулирования муниципальных выборов, которым традиционно уделяется значительно меньшее внимание, чем общегосударственным выборам.Остро дискуссионными остаются вопросы избирательных систем, которые должны применяться для формирования муниципальных органов местного самоуправления, для определения круга субъектов, имеющих активное и пассивное избирательное право на муниципальных выборах. Проблемы обеспечения равных возможностей муниципального избирательного процесса в осуществлении предвыборной агитации, установление ответственности за нарушение избирательных прав граждан, вообще выходят за пределы регулирования сугубо законодательства о муниципальных выборах и приобретают общее значение.Вопрос о наиболее оптимальной избирательной системе муниципальных выборов был и остается одним из самых дискуссионных. Это обусловлено в первую очередь тем, что в само понятие «оптимальности» избирательной системы политическими силами, рядовыми избирателями и экспертами вкладывается далеко не однозначное содержание. Наиболее мощные политические партии стремятся к расширению собственного влияния на деятельность местных органов власти, что, в свою очередь, позволяет влиять на принятие решений на муниципальном уровне. Очевидно, что соответствующая система, хотя и является привычной и понятной для рядового избирателя (поскольку была апробирована в ходе выборов народных депутатов РФ 1998 и 2002 гг.), вряд ли в полной мере отвечает интересам населения. Хотя бы в силу того, что ограничивает право самовыдвижения на выборах в советы почти всех уровней, лишает избирателя привычной для него связи с избранным в одномандатном округе депутатом [4]. Неоднозначным является и понимание «оптимальной» избирательной системы среди экспертов в сфере избирательного права, депутатов местных советов и специалистов в области местного самоуправления.Проблема поиска оптимальной избирательной системы осложняется также и тем, что анализ законодательства о муниципальных выборах большинства европейских государств не позволяет выявить определенную разновидность избирательной системы, которая является наиболее распространенной и, кроме того, может быть применена в муниципалитетах. Второстепенными факторами, определяющими разновидность избирательной системы, являются обеспечение представительства национальных меньшинств в органах власти, связи между избирателями и избранными депутатами, укрепление кадровых ресурсов партий и т.д.Именно приоритетные цели и определяют особенности той или иной системы формирования муниципальных органов местного самоуправления. В Италии, например, законодатель стремится обеспечить не только влияние партий на формирование муниципальной, региональной и общегосударственной политики, но и эффективность функционирования системы местного самоуправления в целом. Для достижения соответствующих целей введена уникальная, но, возможно, недостаточно демократическая система формирования местных органов власти. В случае победы партийного кандидата на пост мэра на выборах, выдвинувшая его партия занимает 60% мест в муниципалитете даже при условии, когда уровень ее поддержки значительно меньше [3]. Усиление же кадровой основы партий и обеспечение связей депутатов с избирателями в Италии, как и в большинстве других устоявшихся демократий, обеспечивается применением преференциального голосования. В странах, где партийная система слабая (Румыния, Болгария, Хорватия и некоторые другие постсоциалистические страны), законодатель в первую очередь стремится стабилизировать партийную систему. Отсюда-распространенная в этих странах практика голосования в едином многомандатном избирательном округе за закрытые списки с избирательными барьерами в 4 или 5 процентов [5].В то же время, несмотря на разнообразие систем, по которым формируются представительные органы на региональном уровне в странах Европы, можно выделить и определенные общие черты применяемых избирательных систем.В подавляющем большинстве стран Европы предусмотрена возможность выдвижения не только партийных, но и беспартийных (независимых) кандидатов.Возможность участия независимых кандидатов в выборах обеспечивается через самовыдвижение списками, выдвижение через избирательные комитеты, общественные организации, объединения избирателей и другие временные образования. Эта тенденция наблюдается не только в странах Западной Европы, которые имеют устоявшиеся демократические традиции, но и в постсоциалистических государствах, где в большинстве случаев, происходит формирование местных органов самоуправления на базовом уровне (например, в Польше, Словакии, Эстонии).В большинстве европейских государств на муниципальных выборах применяются пропорциональные или смешанные избирательные системы с пропорциональной составляющей. Даже в странах, где выборы традиционно проводились по мажоритарной системе относительного большинства (Великобритания), сегодня активно обсуждается вопрос пересмотра избирательных систем для муниципальных выборов. Формирование отдельных советов (муниципалитета Большого Лондона, парламента Шотландии, ассамблеи Уэльса) уже осуществляется по смешанной избирательной системе, по которой часть депутатов избирается на основе пропорционального представительства политических партий [5].На муниципальных выборах в Европе не является распространенной практика «блокирования» партий. Другими словами, партии выдвигают кандидатов на выборах самостоятельно, а не в составе блоков. Исключение из этого правила составляют лишь отдельные страны.Анализ выводов Венецианской комиссии относительно избирательных законов, других источников позволяет проследить еще одну общеевропейскую тенденцию – тенденцию к обеспечению представительства национальных меньшинств и женщин в органах местного самоуправления. На муниципальных выборах во Франции партии, которые не обеспечивают квоту представительства женщин в списках из расчета 51% женщин до 49% мужчин, получают меньший объем государственного финансирования [3]. На выборах в отдельных землях Германии для партий меньшинств не применяются избирательные барьеры. Новые избирательные законы Румынии и Хорватии стали предметом критики Европейской комиссии за демократию через право и других экспертов именно из-за отсутствия надлежащих механизмов обеспечения представительства в органах местного самоуправления национальных меньшинств.Также отметим, что в большинстве европейских государств пропорциональные избирательные системы на муниципальных выборах в основном персонифицированы (голосование за «полузакрытые» и «открытые списки»). Голосование за закрытые списки предусмотрено только в отдельных странах (некоторые земли в Австрии, Кипр, Португалия, Румыния, Хорватия). Однако даже и в них пропорциональная избирательная система не применяется в округах, где распределяется 120 – 150 мандатовТаким образом, избирательные системы в европейских странах на базовом уровне «привязаны» к количеству избирателей, проживающих на соответствующей территории, а не к виду формирующегося органа (тогда как муниципальные выборы в совет села, поселка и города районного значения, которые существенно не отличаются по количеству проживающих в них избирателей, в одном случае формируются по двум системам – мажоритарному относительному большинству и пропорциональному).Хотя проблема выбора избирательной системы, по которой формируется состав муниципальных и местных органов местного самоуправления, как отмечалось, является вопросом политической целесообразности, положения закона, в которых раскрываются механизмы выдвижения кандидатов и формирования состава соответствующих органов, должны соответствовать Конституции. Закрепление права выдвижения кандидатов на муниципальных выборах только за местными организациями партий сужает конституционное право гражданина быть избранным в органы местного самоуправления.Стоит отметить, что такое сужение субъектов выдвижения кандидатов не соответствует и опыту большинства стран Европы, где законодательством предусмотрена возможность участия в выборах независимых кандидатов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шекин М.А. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 600 - 607. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11439 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11439



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.