'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 81

Просмотры  22 просмотров

Сёмин А.Г., Семичева А.С.

  


АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена «дню рождению» Федерального Собрания, которое будет 12 декабря. Федеральное Собрание функционирует в нашей стране уже 29 лет (12 декабря будет 30) и многим стоит узнать, что такое Федеральное Собрание, ведь большинство граждан даже не знают про этот орган государственной власти, чем он занимается, зачем он нужен и как он появился в нашей стране. В этой статье будет рассмотрен правовой статус парламента по Конституции, его основные признаки, а также его роль в системе органов государственной власти.   

Ключевые слова:
Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательный орган, законопроект, Федеральный закон, Федеральный Конституционный закон, представительный орган, государственная власть, Парламент   


Статья посвящена «Дню рождению» Федерального Собрания, которое будет 12 декабря. Федеральное Собрание функционирует в нашей стране уже 28 лет (12 декабря будет 29) и многим стоит узнать, что такое Федеральное Собрание, ведь большинство граждан даже не знают про этот орган государственной власти, чем он занимается, зачем он нужен и как он появился в нашей стране. В этой статье будет рассмотрен правовой статус парламента по Конституции, его основные признаки, роль в системе органов государственной власти, а также история создания этого органа государственной власти.Первые попытки создания двухпалатного органа законодательной власти были ещё при Александре I. На тот момент был сделан Государственный Совет, который выступал как верхняя палата и принимал законы, перед тем как они переходили на утверждение к императору, но нижняя палат так и не была создана.Первая Государственная Дума была утверждена только через 95 лет в 1905 году императором Николаем II. Уже в 1906 году император издал манифест «О преобразовании Государственного Совета», по которому Государственный Совет де-юре становился подобием верхней палаты парламента и устанавливал взаимодействие между Государственным Советом и Государственной Думой. Таким образом, в 1906 году в России начала действовать первый двухпалатный парламент.После Февральской революции этот парламент перестал существовать и на его место пришёл новый орган законодательной власти – Съезд Советов, в который входили Совет Союза и Совет Национальностей. После Сталинской Конституции 1936 года он был преобразован в Верховный Совет и просуществовал до 1991 года.Уже 12 декабря 1993 года после всеобщего тайного голосования была утверждена Конституция Российской Федерации. Конституция утвердила действие в Российской Федерации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. После утверждения этого принципа, в Российской Федерации начал действовать представительный и законодательный орган власти – Федеральное Собрание.Правовой статус Парламента определён формой правления в Российской Федерации. Конституция 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть.Согласно статье 94 Конституция РФ: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Парламент РФ – это представительный орган. Это означает то, что члены парламента наделены полномочиями, благодаря которым они могут выражать волю и интересы народа. Это право предоставляется им всеобщим тайным голосованием. Интересы граждан РФ представляют – депутаты, а интересы субъектов представляют – сенаторы.Федеральное Собрание стало представительным органом в момент его создания – 12 декабря 1993 года. В тот момент, действующая Конституция, закрепила парламент Российской Федерации, как представительный орган, т.к. тогда все его члены избирались путём тайного всеобщего голосования и назывались депутатами. Уже потом членами Совета Федерации стали назначать органы представительной власти субъектов РФ.Возникает вопрос, можно ли Федеральное Собрание считать полностью представительным органом или же относить к представительному органу только Государственную Думу? Ведь депутаты Государственной Думы избираются гражданами, достигшими избирательного возраста, тайным голосованием, после чего происходит процесс пропорционального разделения мандатов в Государственной Думе, а сенаторы Совета Федерации назначаются представительными органами государственной власти субъектов. Таким образом, Совет Федерации представляет интересы отдельных уполномоченных лиц, а не интересы всего народа. Предполагаю, что для вхождения Совета Федерации в Федеральное Собрание, ему нужно поменять концепцию формирования, либо же его нужно отделить от Федерального Собрания, и он должен быть представительным органом, представляющий интересы субъектов, который выступает на федеральном уровне и имеет право участвовать в законодательном процессе для защиты прав и интересов субъектов РФ. И.В.Гранкин считает, что нужно сохранить действующую структуру парламента, но для этого придётся дать населению субъекта РФ право самим избирать представителя в Совет Федерации, путём выборов в субъекте. Но также он не исключает того, что Совет Федерации может стать обособленным и никак не относится к Федеральному Собранию и в будущем его преобразования в самостоятельный орган государственной власти, который выражает волю и интересы субъектов РФ. В Российской Федерации действует принцип разделения властей, на основании ст.10 Конституции РФ. В этой системе разделения властей Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть. Свою власть Федеральное Собрание осуществляет, когда принимает Федеральные-конституционные законы Российской Федерации (далее ФКЗ РФ) и Федеральные законы Российской Федерации (далее ФЗ РФ). Благодаря принятию законопроектов Федеральное Собрание формирует внутреннюю политику государства.Согласно статье 95 Конституции РФ, Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации (верхняя палата, которая представляет субъекты РФ) и Государственная Дума (нижняя палата, которая представляет интересы всего народа). Основные признаки, которые определяют Федеральное Собрание, как двухпалатный орган власти: 1. Самостоятельность палат, т.е., палаты Федерального Собрания обладают разными функциями и полномочиями, которые они должны решать самостоятельно, не подчиняясь друг другу.2. Разная компетенция, т.е. обе палаты обладают разными вопросам ведения и разные функции в законодательном процессе.3. Разный порядок формирования палат.Среди всех органов государственной власти, которые равны между собой, парламент является самым важным и основополагающим среди них. Благодаря законодательству, которым в первую очередь занимается Федеральное Собрание, строится любое государство.Федеральное Собрание рассматривает и предаёт Президенту на подписание ФЗ РФ и ФКЗ РФ, которые обладают юридической силой и действуют на территории всего государства. Изданными законопроектами Федеральное Собрание устанавливает обязательные правила поведения, как для народа, так и для органов государственной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации взаимодействует со всеми органами власти и его можно считать достаточно «влиятельным» органом, исходя из его полномочий, которые прописаны в ст.102 и ст.103 Конституции РФ. Постоянное взаимодействие с парламентом осуществляет Президент РФ. 1. Президент ежегодно обращается к парламенту с посланиями, в которых парламент рассказывает о внутренней обстановке в стране, об итогах внутренней политики за прошедший год, а также об основных направлениях, которые будут приоритетом для развития страны. 2. Президент также обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты ФЗ РФ и ФКЗ РФ, подписывает, обнародует законопроекты и может их отклонить, используя право вето 3. Федеральное Собрание в свою очередь утверждает кандидатуры на ряд должностей, которые предлагает глава государства, либо проводит консультации при его обращении. Федеральное Собрание также взаимодействует с Правительством Российской Федерации, путём контролирования её деятельности и осуществления парламентского контроля1. Нижняя палата Федерального Собрания даёт согласие на утверждение Председателя Правительства, также может выразить недоверие, если её не будет устраивать работа действующего Правительства.2. Члены Правительства должны присутствовать на заседании палат, и отвечать на их вопросы, если их пригласят3. Правительство должно ежегодно давать отчёт парламенту о результатах, проводимой им политики.4. Правительство также обладает правом законодательной инициативы.Во взаимодействии парламента с судебной власти он:1. Назначает Председателя и зам. Председателей КС и ВС РФ.2. Конституционный суд может проверить ФЗ РФ или ФКЗ РФ на соответствие конституционности, если Президент решит обратиться к нему с такой просьбой. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность парламента охватывает не только принятие законопроектов, но и их обсуждение, но и регулирование деятельности других органов государственной власти. С помощью ФЗ РФ и ФКЗ РФ, которые принимает Федеральное Собрание, оно создаёт «фундамент» для органов государственной власти и для их функционирования. Своими действиями парламент России может оказывать сильное «влияние» на деятельность других органов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сёмин А.Г., Семичева А.С. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 574 - 580. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11434 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11434



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.