'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 76

Просмотры  28 просмотров

Пономаренко Ю.О.

  


ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА) *

  


Аннотация:
в статье проанализированы представления жителей города Волгограда о целесообразности и допустимости применения мер гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Проведено авторское социологическое исследование, выявляющее, является ли использование такого вида ответственности за соответствующие нарушения своего рода социальной нормой. Сделаны выводы об уместности и актуальности применения мер гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения.   

Ключевые слова:
коррупция, коррупционные правонарушения, гражданская ответственность, социальная норма   


В настоящее время риски возникновения коррупционных нарушений в деятельности различных субъектов общественной, экономической жизни существенно возрастает. В настоящее время этим вопросам уделяется большое внимание, однако в отдельных регионах всё чаще фиксируются соответствующие правонарушения: в 2021 году рост количества коррупционных преступлений в России составил почти 20% [1]. Существуют основания называть этот феномен ожидаемым, поскольку устойчивое развитие и процветание Российской Федерации, обеспечение высокого уровня жизни граждан невозможно без развития производства, что, в свою очередь, требует повышения эффективности использования капиталов, задействованных в предпринимательской деятельности, обеспечения их мобильности [2]. Как известно, одним из видов ответственности за совершение коррупционных нарушений в нашей стране является гражданско-правовая ответственность. В данный момент этот вид ответственности широко исследуется и применяется в России, в том числе, по коррупционным правонарушениям. Особенно актуальным в последние годы является спорность понимания объектов гражданского права, выделяются их признаки (дискретность, нормативно гарантированная возможность правового закрепления их за субъектами гражданского права, правообъектность) [3]. Ещё одним важным аспектом последних лет является то, что в настоящее время в отечественном и зарубежном гражданском законодательстве появились новые виды договоров об оказании услуг [4]. Все эти актуальные вопросы неизбежно оказывают влияние на рост количества коррупционных правонарушений. Однако, помимо этого, особое место в системе исследований ответственности за коррупционные нарушения занимают вопросы социального статуса такой ответственности, возможностей рассмотрения её в качестве социальной нормы. В нашем исследовании была предпринята попытка анализа общественного отношения к гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения на примере жителей города Волгограда. За основу был взят авторский социологический инструментарий (формализованная анкета), включающий в себя 6 вопросов закрытого типа. Так как в общем понимании гражданско-правовая ответственность представляет собой необходимость правонарушителя совершить некоторое имущественное действие в целях восстановления нарушенных прав (имущественных или неимущественных) в отношение другого лица, общества или государства, мы спросили участников исследования об их отношении к данной парадигме в контексте нарушений коррупционного характера. В опросе приняли участие 200 человек, постоянно проживающие на территории города Волгограда. В целях получения наиболее осознанных представлений участников опроса о гражданской ответственности за коррупционные правонарушения, в анкету были включены вопросы, связанные с конкретными примерами. Например, вопрос «Считаете ли Вы гражданскую ответственность (штрафы, возврат средств) уместным и достаточным наказанием для лиц, совершивших необоснованное обогащение?» был направлен на выявление отношения участников исследования к допустимости применения именно такого вида наказания по правонарушениям, предусмотренным статьёй 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В ответах по данному пункту мнения респондентов разделились, и лишь 68% опрошенных ответили утвердительно.Однако в анкете выделены и более общие элементы, например вопрос «На Ваш взгляд, по коррупционным правонарушениям целесообразно применять меры уголовной или гражданско-правовой ответственности?». Этот пункт продемонстрировал, что гражданская ответственность по коррупционным правонарушениям является допустимым инструментом наказания в представлениях участников опроса: несмотря на то, что за применение мер уголовной ответственности выступают больше половины опрошенных (54%), вариант целесообразности применения мер гражданско-правовой ответственности поддержало весьма большое количество участников исследования – 46% от общего числа ответивших.Полученные данные демонстрируют, что в настоящий момент отсутствуют основания полагать, что феномен гражданско-правовой ответственности при совершении коррупционных нарушений исчерпал себя. Общественное согласие с применением данных мер сохраняется, и гражданская ответственность за коррупционные правонарушения (как социальная норма) по-прежнему действует.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пономаренко Ю.О. ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА) // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 536 - 539. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11429 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11429



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.