'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 69

Просмотры  16 просмотров

Милова П.Ю.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА *

  


Аннотация:
в работе анализируется эффективность подготовки заключения арбитражного управляющего о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также говорится о необходимости разработки кардинально нового алгоритма проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.   

Ключевые слова:
несостоятельность, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, арбитражный управляющий, временные правила   


Производства по делам о несостоятельности (банкротстве), как правило, являются одними из самых сложных, так как данный институт регулируется не только Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), но и другими нормативными правовыми актами, среди которых Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты. Уголовное законодательство Российской Федерации также напрямую связано с делами данной категории, так как Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит такие составы преступлений, как ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство».Как показывают статистические данные, так называемые банкротные составы преступлений не отличаются особой популярностью. Их признаки непросто распознать, а на стадии предварительного расследования трудно доказать наличие того или иного состава преступления. Среди преступлений в сфере экономической деятельности на долю банкротных преступлений приходится ежегодно не более 1%.Главная роль в делах о банкротстве как физических, так и юридических лиц, отведена арбитражному управляющему, среди обязанностей которого имеется обязанность по проведению заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Указанное заключение является важным документом, так как представляет собой комплексное исследование правовых, финансовых и организационных аспектов деятельности должника, подвергшегося банкротству, одновременно являясь одной из мер противодействия криминальному банкротству. Однако, в большинстве случаев арбитражные управляющие к подготовке данного заключения относятся довольно посредственно, не проявляя должного внимания к фактам, которые могут говорить о недобросовестности должника в преддверии процедуры. Связано это скорее с отсутствием в законодательстве четко определенного порядка проверки должника на соответствие признакам того или иного состава криминального банкротства. При подготовке заключения о наличии или отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, арбитражные управляющие руководствуются положениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» (далее – Временные правила).Примечательно, что указанное в исследовании заключение, применяется в обязательном порядке в процедурах банкротства как физических, так и юридических лиц. Понятие банкротства физических лиц было введено в 2015 году поправками в Закон о банкротстве, сильно позже разработки Временных правил. То есть в подготовке такого заключения для должника – физического лица применяются все те же Временные правила.С момента введения Временных правил законодателем не вносились какие-либо изменения или дополнения, которые могли бы поддерживать актуальность данного документа, не говоря уже о дополнениях, связанных с введением в Закон о банкротстве понятия банкротства физических лиц. Как итог, мы получаем достаточно формальные заключения от арбитражных управляющих в делах о банкротстве граждан.При должном анализе Временных правил видно, что в целом их применение для выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства физических лиц, а именно граждан, невозможно в силу следующего. На настоящий момент у граждан отсутствует на законодательном уровне обязанность сохранять какие-либо документы или предоставлять сведения о любых сделках, доходах и расходах. И так как подготовке заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства предшествует составление финансового анализа должника, в котором в соответствии с Временными правилами должна быть проанализирована бухгалтерская отчетность, балансовая стоимость активов, сделки, применение указанных правил в отношении граждан невозможно.Таким образом, разумнее всего разработать для выявления признаков криминального банкротства граждан отдельный механизм, отличный от того, который изначально был разработан для юридических лиц. К слову, и для юридических лиц Временные правила давно утратили эффективность и актуальность, а значит, возрастает вероятность того, что контролирующие должника лица останутся безнаказанными. Данный довод подтверждается тем, что на практике расчеты, предложенные Временными правилами, не отражают реального положения дел, а соответственно не являются тем важным инструментом, с помощью которых можно обнаружить признаки фиктивного или преднамеренного банкротства.Устаревшее регулирование данного вопроса приводит к таким последствиям, как, например, нарушение прав кредиторов, покрывательство отдельных сделок или контрагентов, различного рода злоупотребления, позволяющие легко избежать негативных последствий, и так далее.Как справедливо в своей работе отмечает Н.Т. Тодышева, другая проблема заключается в том, что «знаний и компетенции арбитражных управляющих может быть недостаточно для выявления истиной финансовой картины происходящего в хозяйствующем субъекте».Особая ценность заключения о наличии или отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства заключается также в том, что такое заключение представляется не только участникам процедуры (собрание кредиторов, Арбитражный суд), но и уполномоченным органам для возбуждения административных или уголовных дел, если были установлены признаки соответствующего правонарушения. Следует согласится с точкой зрения В.С. Кряжева и Е.П. Прошутинской, что «в случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования».То есть по факту арбитражный управляющий может являться отправной точкой в производстве по делу о фиктивном или преднамеренном банкротстве. В результате проведения предварительного расследования уполномоченными на то органами, открывается возможность привлечения контролирующих должника лиц к административной или уголовной ответственности. А для Арбитражного суда установленные признаки преднамеренного банкротства могут служить основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.Таким образом, арбитражным управляющим следует ответственно подходить к составлению данного заключения, так как именно управляющий может открыть основания для возбуждения уголовного дела. Тем более, что преступления, связанные с институтом банкротства, и без того являются сложно доказуемыми ввиду отсутствия должной подготовки специалистов правоохранительных органов. Именно поэтому в большинстве случает преднамеренное или фиктивное банкротства квалифицируют по другим нормам уголовного законодательства.О необходимости проведения реформ в рассматриваемом вопросе говорят не только ученые-правоведы и юристы-практики. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» было обозначено, что одной из основных задач по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, является «предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности».Огромное количество пробелов в данной области только доказывает невозможность осуществления поставленной задачи без кардинальных изменений в законодательстве. Только когда возможность привлечения контролирующих лиц к уголовной ответственности по банкротным составам станет более реальной, снизится количество различных махинаций в суровых условиях бизнеса, что приведет к оздоровлению конкуренции на современном рынке. Изменится в лучшую сторону и институт банкротства граждан, так как под угрозой уголовной ответственности повысится уровень добросовестности граждан. В качестве вывода следует отметить, что самым простым решением огромного количества проблем, напрямую связанных с рассмотренном в статье заключением, является разработка совершенно нового алгоритма проверки арбитражными управляющими наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Милова П.Ю. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О НАЛИЧИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 496 - 501. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11422 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11422



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.