'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 62

Просмотры  14 просмотров

Корякин Б.И.

  


ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ *

  


Аннотация:
данная научная статья исследует понятие, сущность и содержание управления акционерным обществом с государственным участием. Автор анализирует механизмы управления в акционерных обществах, в которых государство является крупным акционером. Особое внимание уделяется особенностям такого управления, включая влияние государства на управленческие решения, степень контроля и прозрачности, а также соответствие интересам всех заинтересованных сторон.   

Ключевые слова:
акционерные общества, управление, государственное участие, корпоративное управление, государственные компании   


В начале настоящего исследования отметим, что теоретическим вопросам управления акционерными обществами с государственным участием уделяется, по нашему мнению, недостаточное внимание со стороны научного сообщества. В частности, содержание понятия «управление акционерными обществами с государственным участием» и «управление государственными компаниями с государственным участием» на доктринальном уровне рассматривается крайне редко. Одним из немногих ученых, уделивших внимание данному вопросу, является Н.В. Бандурина. По мнению автора, под управлением компаниями следует понимать «процесс управления организационно-правовой формой бизнеса, построение межфирменных и внутрифирменных отношений, оптимизация организационной структуры, осуществляемый в соответствии с целями компании». Не ставя под сомнение обоснованность мнения авторитетного ученого, отметим, что определение управления как «процесса управления…» является своего рода тавтологией.Отметим, что гораздо чаще ученые оперируют термином «корпоративное управление», который, безусловно, существенно шире, чем «управление акционерным обществом с государственным участием». При этом в научной литературе существует множество подходов к понятию «корпоративное управление». Одной из основных причин такого положения следует признать тот факт, что этом в действующем законодательстве данное понятие не раскрывается и даже не употребляется.Отдельные специалисты указывают на то, что содержание термина «корпоративное управление» впервые нашло свое закрепление в международно-правовом акте, одобренном в апреле 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития. Под корпоративным управлением было предложено понимать «…внутренние средства обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними...». При это корпоративное управление признается «одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности», включает в себя «комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами)», определяет «механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации также была предпринята попытка определения корпоративного управления. При этом было приведено сразу несколько подходов к содержанию данного понятия. Так, корпоративное управление предлагалось понимать как:«систему отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией», «способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами», «комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент в целях максимизации ее прибыли и стоимости»,«систему взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности ее деятельности и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон».Безусловно, каждое из приведенных определений в той или иной степени характеризует корпоративное управление и отражает его сущность. Вместе с тем, такое, в определенной степени, официальное толкование корпоративного управления, приведенное от лица государственного органа исполнительной власти, ни коим образом не отразилось на попытках ученых привнести в его содержание определенную новизну. Так, И. Беликов и В. Вербицкий предложили корпоративное управление рассматривать как «систему взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественными интересам». Данный подход представляет особый интерес в контексте настоящего исследования, поскольку авторы делают акцент на соответствие деятельности по управлению компанией социальным целям и общественным интересам, что свойственно акционерным обществам с государственным участием. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что авторы при формулировке понятия «корпоративное управление», как правило, делают акцент на один или несколько его принципов или признаков, характеризующих его сущность. Так, М.М. Соловьев в основу сформулированного им понятия положил системный принцип корпоративного управления. По мнению автора, корпоративное управление представляет собой «систему управления, появившуюся в результате трансформации и развития системы менеджмента и автоматизированной системы управления, включающую в себя элементы этих систем и направленную на достижение согласованности интересов собственников компании и иных лиц через призму надежного и объективного функционирования топ-менеджмента компании».О.А. Макарова в качестве основополагающего принципа выделяет нормативно-правовой характер корпоративного управления и предлагает под таковым понимать «управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации». Безусловно, такое понятие не отображает в полной мере сущность корпоративного управления, а потому автор дополняет собственную точку зрения, отмечая, что корпоративное управление в узком понимании представляет собой «воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции». Недостатком такого нормативно-правового подхода, по нашему мнению, следует признать отсутствие конкретики, его «размытость», поскольку образование органов, действующих в пределах своей компетенции, характерно для любых организаций различной организационно-правовой формы. Рассматривая правовое регулирование управления акционерными обществами с государственным участием, следует привести и мнение В.В. Долинской. Автор также является сторонником «нормативного» подхода к понятию корпоративного управления, понимая под таковым «урегулированную нормами права систему организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы инвесторов, и в первую очередь акционеров».По мнению А. Килячкова, корпоративное управление – это «комплекс мер, осуществляемых как зарубежными, так и российскими компаниями для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций». Безусловно, основным отличием данного определения является его определение через комплекс мер, что, по нашему мнению, является не в полной мере оправданным и не отражает сущности корпоративного управления. Считаем, при разработке понятия «управление акционерным обществом с государственным участием» следует максимально полно учитывать основные характерные признаки такого управления, отражающие его сущность. Например, С.Д. Могилевский, рассматривая понятие корпоративного управления выделил следующие его основные признаки:«осуществляется хозяйственным обществом,представляет собой разновидность социального управления,носит непрерывный, целенаправленный, упорядоченный характер,воздействует исключительно на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности хозяйственного общества (лица, уполномоченные на то законом и учредительными документами), в круг корпоративных интересов (участники, члены органов управления) или связанных трудовыми отношениями (работники и должностные лица),реализуется через формируемые между этими лицами управленческие отношения субъекта и объекта корпоративного управления».Еще одним элементом, позволяющим определить сущность и содержание управления компаниями с государственным участием, являются его принципы. А.В. Шашкова к таким принципам предложила отнести:«равноправие акционеров при осуществлении управления компанией,значительную роль совета директоров, как инструмента стратегического управления компанией и контроля за деятельностью исполнительных органов,информационную открытость деятельности компании с государственным управлением,приоритет законных интересов работников компании и других заинтересованных лиц,контроль финансово-хозяйственную деятельность компании для защиты прав и законных интересов акционеров».Рассматривая сущность управления акционерным обществом с государственным участием, следует отметить его существенные отличия от управления «обычной» компанией, преследующей коммерческие цели. Считаем, что основными принципами управления компаниями с государственным участием, характеризующих его сущность, а, следовательно, подлежащих учету при формулировке соответствующего понятия, следует признать:Нормативно-правовой характер управления акционерными обществами с государственным участием. Суть данного признака заключается в урегулировании основных аспектов управления акционерными обществами с государственным участием на уровне федерального законодательства. Более подробно источники правового регулирования в рассматриваемой сфере будут рассмотрены в следующей части настоящего исследования. Системный характер управления.Данный принцип предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно, как целого. При этом принцип системности управления акционерными обществами с государственным участием можно охарактеризовать следующими положениями: целостность объекта управления, возможность его отграничения от других объектов и внешней среды, целостность элементов (компонентов), функционально-структурное устройство системы, стремление к развитию и т.д.Безусловно, системность характерна для управления любой компанией или акционерным обществом. Вместе с тем, для частных компаний в большей степени характерно хаотичное управление, реже – система управления, именуемая в научной литературе как «ручная». В то время как для акционерных обществ с государственным участием в настоящее время характерно стремление к стратегической системе управления, хотя по мнению отдельных специалистов, преждевременно говорить о ее преобладании.Осуществление управления ограниченным кругом специально уполномоченных субъектов. Обязательным субъектом управления при этом является государство в лице своего представителя либо органа государственной власти, участвующего в управлении компанией. В связи с этим следует обратить внимание на замечание Л.Н. Леванова, согласно которому управление акционерными обществами с государственным участием носит децентрализованный характер. Наличие специфических целей управления – не только повышение стоимости компании, доходов акционеров, но и социальные, политические и иные цели. Следует отметить, что помимо извлечения прибыли акционерные общества с государственным участием преследуют социальные и политические цели. Как отмечает Д.А. Сорокин, именно наличием этих целей обусловлены «особенности корпоративного управления и способов его реализации, например, для получения в результате корпоративного управления стратегических преимуществ во внешней политике, повышения качества жизни населения, повышения эффективного производства жизненно важных услуг, таких как связь, тепло, электроэнергия и т.д. Находясь в таких условиях, государство вправе закрыть глаза на тяжелое финансовое положение компании, ее долги и убытки». Такие особенности обуславливают отчасти сложность управления акционерными обществами с государственным участием.По нашему мнению, вышеназванные принципы являются основными, достаточно полно отражают сущность управления акционерным обществом с государственным участием, и они должны быть положены в основу определения данного института. При рассмотрении сущности и содержания управления акционерным обществом с государственным участием следует учитывать следующие мнения специалистов, проводивших исследования в данной сфере. Так, рассматривая особенности корпоративного управления акционерными обществами с государственным участием, Д.А. Сорокин, помимо специфических целей, называет следующие:«низкая вероятность банкротства и рейдерского захвата,отсутствие разделения на собственника и менеджера (управляющего) государственной компанией (собственником в глобальном смысле являются граждане государства, которые непосредственно не могут участвовать в управлении компанией),ограниченность полномочий совета директоров решениями, принимаемыми на государственном уровне,сложности с управляемостью, обусловленные большим объемом активов, их изменением». В дополнение вышеназванных особенностей следует привести мнение Я.В. Савченко и Ф. Алакбаровой, по мнению которых участие государства порождает ряд проблемы управлении соответствующими компаниями, а именно: «многочисленность компаний с государственным участием также характеризуется и их разнородностью,функции принципала в компаниях с государственным участием обеспечивают отдельные представители государства, из которых ни один не выступает конечным бенефициаром».По нашему мнению, эти и другие особенности акционерных обществ с государственным участием осложняют управлениями ими. При этом методы, средства и инструменты управления, применяемые в частных компаниях, могут оказаться неэффективными. Следовательно, требуется выработка и применение специализированного инструментария корпоративного управления, адаптированного для организации управления акционерными обществами и другими компаниями с государственным участием, и его урегулирование соответствующими нормативными правовыми актами. Следует отметить значительную роль Федеральной службы по управлению государственным имуществом в повышении эффективности корпоративного управления акционерными обществами с государственным участием. К основным мероприятиям в данном направлении следует отнести: мероприятия в области корпоративного управления по системной разработке, совершенствованию и подготовке методологической базы, расширение практики привлечения профессиональных управленцев и независимых экспертов в управление организациями – в составы советов директоров, ревизионных комиссий, изучение, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта управления как российскими, так и зарубежными компаниями с государственным участием. Подводя итог вышесказанному, отметим, что под управлением акционерным обществом с государственным участием в настоящем исследовании предлагается понимать основанное на действующих нормативных правовых актов воздействие на такую компанию как организованную систему, осуществляемое уполномоченными субъектами, одним из которых обязательно является государство в лице своих представителей, направленное на достижение специфических (экономических, политических, социальных и иных) целей. Безусловно, данное определение не учитывает всех особенностей, принципов и признаков управления компаниями с государственным участием. Однако, по нашему мнению, это и не требуется, поскольку сделает данное определение, и без того объемное, излишне громоздким и сложным для понимания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Корякин Б.И. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 461 - 471. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11415 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11415



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.