'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 61

Просмотры  19 просмотров

Корякин Б.И.

  


КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ *

  


Аннотация:
данная научная статья посвящена изучению корпоративного управления компаниями с государственным участием, фокусируясь на правовых особенностях и актуальных проблемах, связанных с этой тематикой. Проводится анализ основных аспектов корпоративного управления в контексте государственного участия, рассматривая вопросы, связанные с правовыми нормами, регулирующими деятельность таких компаний, и их влиянием на экономику и общество.   

Ключевые слова:
корпоративное управление, корпорации, хозяйственные общества, компании с государственным участием   


В соответствии с требованиями действующего федерального законодательства государственные корпорации являются полноправными участниками общественных отношений, а также субъектами российской экономической системы, которым предоставляются определенные права и обязанности. Официальное определение государственной корпорации в настоящее время законодательно закреплено в статье 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1]. Несмотря на это, некоторыми учеными формулируются авторские определения государственной корпорации. Так, например, А.Е. Киселёв говорит о том, что «государственная корпорация представляет собой сложную межотраслевую организацию для решения значимых задач, обладающее признаками корпорации, так и государственного предприятия и сочетает корпоративное управление с принципами функционирования государственных структур» [3]. С точки зрения Т.А. Лахтиной, государственная корпорация - это консолидация юридических лиц, которые наделяются со стороны государства специальными полномочиями при осуществлении своей практической деятельности [4]. В свою очередь, Г.И. Иванов считает, что под государственной корпорацией следует понимать юридическое лицо, которое создано государством в лице его федерального правительства, для выполнения общественной цели, обеспечивающей развитие государственной экономики, рост показателей ВВП и т.д. [2]. Представляется, что государственной корпорацией в настоящее время является некоммерческая организация, которая в установленном законодательством порядке учреждена Российской Федерацией и на основе взноса последней в совокупный объем имущества корпорации, для последующего осуществления практической деятельности в социальных, общественных, управленческих целях. Деятельность государственной корпорации направлена, прежде всего, на удовлетворение общественных потребностей, а также обеспечение выполнения отдельных направлений государственной политики в сфере экономики и социального развития Российской Федерации. Как официальное определение государственной корпорации, так и приведенные в качестве примера авторские дефиниции в равной степени отражают отличительные черты государственной корпорации, что на практике предопределяет некоторые особенности корпоративного управления в указанных организациях.Корпоративное управление выступает в качестве особой формы организации деятельности соответствующего субъекта. В современной науке имеется множество определений корпоративного управления, однако, следует обратить внимание на то, что корпоративное управление, в том числе компаниями с государственным участием, означает совокупность управленческих действий и решений, реализуемых в отношении субъектов общественных отношений, то есть в отношении организаций. Правовой основой корпоративного управления компаниями с государственным участием является Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Корпоративное управление компаниями с государственным участием на практике отличается не только особой иерархичностью, но и постоянством управленческого процесса. Основной целью корпоративного управления в рассматриваемом аспекте является обеспечение соблюдения баланса интересов соответствующих корпоративных отношений. К базовым принципам корпоративного управления компаниями с государственным участием, полагаем, необходимо отнести следующие: принцип обеспечения баланса интересов, принцип систематического повышения уровня и качества корпоративного управления, принцип своевременного и достаточного раскрытия информации о компании с государственным участием, в том числе для увеличения объемов и масштабов ее практической деятельности, принцип профессионального корпоративного управления, который подразумевает привлечение к процессу управления исключительно тех лиц, которые обладают достаточным и необходимым уровнем знаний, опыта для корпоративного управления компаниями с государственным участием, распределение ответственности между участниками корпоративного управления - уполномоченными должностными лицами, в полномочия которых входит принятие управленческих решений и осуществление управленческих действий в отношении компании с государственным участием. Особенности корпоративного управления на практике определяются, прежде всего, направленностью и масштабами деятельности компании. Так, например, широко практикуемым при корпоративном управлении является учреждение двух должностей директоров компании, которые разграничиваю между собой направления деятельности и полномочия для обеспечения эффективного функционирования компании. В России основными правовыми особенностями корпоративного управления компаниями с государственным участием являются:1. создание эффективной системы управления и разграничение полномочий между элементами структуры корпоративного управления. Например, в государственной корпорации «Росатом» имеется распределение целей, задач и направлений деятельности как отдельных должностных лиц, так и структурных подразделений. Корпоративное управление указанной организации представляет собой системный механизм, элементы которого взаимодействуют между собой на основании требований федерального законодательства и в целях достижения общей экономической цели по развитию производства,2. обеспечение сохранности государственного имущества, предоставленного в счет активов компании, и рациональное использование данного имущества при осуществлении практической деятельности. Так, соблюдение и исполнение указанного положения призвано не только обеспечить деятельности компаний с государственным участием посредством предоставления им дополнительного имущества для осуществления практической деятельности, но и необходимостью предотвращения фактов злоупотребления со стороны корпораций и компаний с государственным участием при пользовании и распоряжении указанным имуществом,3. обязательность соблюдения и обеспечения интересов публично-правового образования,4. централизация корпоративного управления, а также стандартизация требований в части регламентирования практической деятельности компании с государственным участием,5. делегирование государством некоторых публично-правовых полномочий в адрес указанных компаний с целью последующего осуществления ими практической деятельности в общественных и общеэкономических интересах.Правовое положение непосредственно самих хозяйственных обществ характеризуется присутствием абсолютного корпоративного контроля государства в таких лицах, возникающего вследствие передачи всего уставного капитала в государственную собственность путем косвенного участия государства в уставных капиталах таких компаний. Таким образом, на основании вышеизложенного необходимо отметить, что специфика корпоративного управления компаниями с государственным участием заключается не только в особом порядке формирования активов (имущества) организации, но и существенной долей влияния государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц на практическую деятельность компании.Современные исследования и имеющаяся практика свидетельствуют о том, что корпоративное управление компаниями с государственным участием являются довольно эффективными, так как существующее корпоративное управление позволяет повысить эффективность экономической и общественной деятельности указанных компаний. Корпоративное управление компаниями с привлечением государственного имущества позволяет расширить источники накопления в стране, увеличить масштабы практической деятельности, удовлетворить большее количество потребностей общества и государства. Проблемными вопросами корпоративного управления компаний с государственным участием в настоящее время продолжают оставаться вопросы несовершенства федерального законодательства, так как ранее указанный Федеральный закон «О некоммерческих организациях», а также иные источники российского права не закрепляют четкого механизма корпоративного управления. Довольно острой проблемой является и то обстоятельство, что для эффективного осуществления корпоративного управления компаниями с государственным участием требуется широкое привлечение профессионалов. Однако, современная система образования, а также государственное регулирование корпоративного управления не позволяют сформировать достаточную группу профессиональных управленцев, в связи с чем, принятие отдельных управленческих решений в отношении компании с государственным участием может осуществляться непрофессионалами. Не менее острой на протяжении длительного периода развития российского общества продолжает оставаться проблема низкого уровня исполнительской дисциплины, что оказывает негативное влияние на функционирование иерархических систем корпоративного управления компаниями. Также имеет место быть формальное отношение уполномоченных должностных лиц к формированию правовой основы корпоративного управления, в том числе к изданию приказов и иных локальных актов в пределах компании с государственным участием, отсутствуют эффективные и полные программы развития компаний с государственным участием, развитие осуществляется разрозненно, большинство управляющих компаниями с государственным участием не заинтересованы в повышении объемов и качества производства, улучшении практической деятельности компании. Представляется, что существование указанных правовых и организационных проблем на практике не позволяет обеспечить эффективное корпоративное управление компаниями с государственным участием. Устранение выявленных проблем возможно как путем расширения правового регулирования корпоративного управления компаниями с государственным участием и устранением пробелов законодательства, так и путем повышения исполнительской дисциплины «управленцев» и уровня их профессионализма.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Корякин Б.И. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 454 - 460. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11414 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11414



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.