'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 53

Просмотры  27 просмотров

Еремин И.Д., Старокольцева С.П., Дудченко О.С.

  


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены виды налоговых проверок, как форма налогового контроля в России, проанализированы правовые основы и особенности их проведения, а также основные различия. Проведен сравнительный анализ камеральных и выездных налоговых проверок на основе статистических данных.   

Ключевые слова:
налоговые проверки, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль   


В нашей стране налоговый контроль или контроль государства со стороны уполномоченных на то институтов власти за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты физическими и юридическими лицами налоговых платежей является частью государственного финансового контроля. Налоговому контролю в России присущи те же фундаментальные принципы его организации, что и финансовому контролю в целом, выведенные отечественными исследователями: законность, объективность, эффективность, независимость, гласность, разграниченность функций и полномочий, плановость, системность [1, с. 43]. Налоговый контроль является непростым процессом, состоящим из целого комплекса процедур, регулируется который в первую очередь Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) – кодифицированным законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в Российской Федерации, а также целым рядом иных нормативно-правовых документов, касающихся правовых отношений в сфере установления и взимания налогов и других сфер жизни общества.Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Здесь же определены следующие основные формы налогового контроля:- налоговые проверки,- проверка учетных данных и отчетности,- осмотр помещений и территорий,- получение объяснений- налоговый мониторинг и др.Следует отметить, что данный перечень является открытым, а в налоговом законодательстве сегодня нет четкого разделения методов и форм налогового контроля. Законодательно под формами налогового контроля предлагается понимать и методы его проведения, что можно увидеть в формулировке ст. 82 НК РФ. По поводу определения метода налогового контроля среди ученых единого мнения не сложилось, в науке налогового права многие авторы в настоящее время отождествляют понятия «форма» и «метод» налогового контроля.Основной формой или методом выражения налогового контроля является проведение налоговых проверок, которые проводят должностные лица налоговых органов в рамках своих компетенций. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ установлено два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка.Хотя налоговые органы обязаны осуществлять и ряд других контрольных мероприятий и проверок, прямо не связанных с законодательством о налогах и сборах, таких как:- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,- выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации,- проверка соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике,- проверка соблюдения законодательства о банкротстве и др. Тем не менее, такие проверки не относятся к налоговым. Также не могут являться налоговыми проверки, проводимые другими органами.Согласно п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Предметом налоговых проверок выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и налогоплательщиками по поводы полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разного уровня. Кроме того, предметом налоговых проверок может являться правильность ведения налогоплательщиками первичных документов налогового и бухгалтерского учета, а также их достоверность. Поскольку налоговые отношения имеют властно-распорядительный характер, налоговые органы в процессе проведения налоговых проверок привлекают налогоплательщиков и налоговых агентов к налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства. Помимо налоговой ответственности налоговые органы в ходе осуществления мероприятий налогового контроля могут привлекать и к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентируется ст. 88 НК РФ, выездных налоговых проверок – ст. 89 НК РФ. Камеральные и выездные налоговые проверки существенно отличаются друг от друга, можно выделить основные различия между ними:- основание для проведения налоговой проверки,- предмет проверки,- проверяемый период,- срок проведения,- регулярность,- место проведение.Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение о проведении выездной налоговой проверки, которое выносится руководителем (или его заместителем) налогового органа, который будет проводить выездную налоговую проверку. Камеральная налоговая проверка в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Она проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, таким образом, основанием для проведения камеральной налоговой проверки может считаться само по себе представление налоговой декларации или расчета.Предметом камеральной налоговой проверки является представленная налогоплательщиком декларация (расчет) по конкретному налогу (взносам, сборам). При этом при подаче налогоплательщиком уточненной декларации за проверяемый период, камеральная налоговая проверка первичной декларации прекращается и открывается новая проверка с даты подачи уточненной налоговой декларации. Предметом выездной налоговой проверки являются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым налогоплательщиком, в случае проведения комплексной выездной налоговой проверки, или по отдельному виду налога в случае проведения тематической выездной налоговой проверки.Проверяемый период камеральной налоговой проверки – это отчетный (налоговый) период по конкретному налогу по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям и расчетам. В рамках выездной проверки может быть проверен трехлетний период, предшествующий тому году, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.Срок камеральной налоговой проверки согласно п. 2 ст. 88 НК РФ составляет три месяца с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета, при этом налоговый орган может закрыть проверку и до истечения трехмесячного срока. В настоящее время фискальные органы, как правило, закрывают камеральные налоговые проверки по некоторым видам налогов при отсутствии выявленных нарушений налогового законодательства в двухмесячный или даже месячный срок. Срок выездной налоговой проверки в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ составляет два месяца. Несмотря на то, что законодательно срок выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, для налогового органа предусмотрена возможность приостановить и продлить проверку. Также Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что установленный срок для проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Продление проверки производится на основании решения о продлении выездной налоговой проверки, которое принимает не налоговая инспекция, проводящая проверку, а вышестоящий орган, который должен признать причину такого продления достаточно весомой.Камеральная налоговая проверка проводится регулярно с периодичностью представления налоговой отчетности. Выездная налоговая проверка проводится выборочно на основании критерия налоговых рисков в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, на основании которых в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны и регулярно обновляются. Зачастую перед проведением выездной проверки, налоговый орган уже обладает информацией о совершенных налогоплательщиком правонарушениях. Эту информация собирается в ходе предпроверочного анализа, также являющегося одной из форм налогового контроля.Камеральные налоговые проверки проводятся на территории налогового органа. При этом в некоторых случаях, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, инспекторы могут в ходе проведения мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки провести осмотр территории, помещений, предметов проверяемого налогоплательщика. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.Также, если сравнивать камеральные и выездные налоговые проверки, то следует обратить внимание на то, какие проверки эффективнее. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, ведь это во много зависит от того, по какому критерию оценивать их эффективность.С одной стороны, выездная налоговая проверка является более полной и глубокой и охватывает всю деятельность проверяемого налогоплательщика, с другой стороны, в связи ее трудоемкостью процент охвата выездными налоговыми проверками налогоплательщиков не высок. Так, согласно статистическим данным отчета 2-НК Федеральной налоговой службы, в 2022 году в России было проведено 55 097 597 камеральных налоговых проверок и только 9 848 выездных [2].При этом результативными, то есть в ходе проведения которых выявлены нарушения налогового законодательства, стали 2 692 890 камеральных налоговых проверок или 4.89% от общего числа проведенных, по их результатам было доначислено 94 447 388 тыс. руб., включая штрафы и пени. Результативных выездных налоговых проверок проведено 9 412 или 95.57% от общего числа, по их результатам в бюджет доначислено 675 211 756 тыс. руб. Таким образом, в среднем на одну проведенную камеральную налоговую проверку в 2022 году было доначислено 1.71 тыс. руб. или 35.07 тыс. руб. на одну результативную камеральную проверку. Показатели выездных налоговых проверок намного выше, так на одну проведенную в 2022 году проверку в среднем было доначислено 68 563.34 тыс. руб. или 71 739.46 тыс. руб. на одну результативную.Исходя из статистических показателей видно, что процент результативных выездных налоговых проверок от общего количества проведенных намного превышает процент результативных камеральных налоговых проверок, а сумма доначисленных платежей на одну результативную выездную проверку почти в 42 тыс. раз больше, чем на одну результативную камеральную. Однако и здесь все не так однозначно, поскольку стоит учитывать процент взыскиваемости доначисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, т.е. тот объем доначисленных налоговых обязательств, которые будут уплачены проверяемым налогоплательщиком в бюджет. Также стоит обратить внимание на то, что сейчас камеральная налоговая проверка во многом направлена на предотвращение налоговых нарушений, которые могут быть выявлены до завершения камеральной проверки в ходе проведения расчета, анализа данных, представленных в декларации, и выявления ошибок, которые зачастую могу быть допущены налогоплательщиком ненамеренно. В таком случае налогоплательщику в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ предлагается самостоятельно исправить ошибки и устранить выявленные нарушения путем подачи уточненной налоговой декларации или расчета, а также уплатить недостающий налог и образовавшиеся пени. В связи с этим еще очень важным критерием оценки эффективности камеральных налоговых проверок является объем дополнительно начисленных налоговых обязательств налогоплательщиками после представления ими уточненных налоговых деклараций или расчетов. Таким образом, видно, что нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, какие налоговые проверки эффективнее. Можно сделать вывод о том, что налоговый контроль в России должен быть комплексным, а выбор тех или иных методов, в том числе проведения налоговых проверок, решатся непосредственно налоговым органом исходя из ситуации: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Еремин И.Д., Старокольцева С.П., Дудченко О.С. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 409 - 417. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11406 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11406



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.