'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 50

Просмотры  21 просмотров

Гаунова З.Ф.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе построен юридический вопрос оказания бесплатной юридической помощи в России, рассматриваются проблемные аспекты при применении закона в рамках осуществления и предоставления бесплатной юридической помощи, а также предлагаются пути решения рассмотренных вопросов в современных реалиях.   

Ключевые слова:
бесплатная юридическая помощь, субъекты оказания помощи, квалифицированная помощь, юридические клиники, принцип равенства   


Так же статья 48 Конституции российской Федерации закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В федеральном законе № 324-ФЗ от 21.11.2011 (в ред. от 10.07.2023 г. «О бесплатной юридической помощи в РФ» регламентированы правовые аспекты представления гражданам бесплатной юридической помощи. Положения данного закона формируют различные дополнительные «преграды» для лиц, которым необходимо оказание бесплатной юридическая помощь. В следствии чего, в процессе правоприменения федеральный закон №324-ФЗ выявлен спектр проблемных, которые ослабляют эффективность модели предоставления бесплатной юридической помощи в РФ.Понятие непосредственно самой бесплатной юридической помощи не предусмотрено законодательством РФ, что способствует снижению эффективности оказанию данной помощи. П.Д. Гринев придерживается такого же мнения и считает, что в Федеральном законе №324 от 21.11.2011 года необходимо закрепление данного термина. Однако базируясь на статьях ФЗ №324 возможно определить ее таким образом: бесплатная юридическая помощь – это такая помощь, оказываемая государственными и негосударственными органами гражданам, указанных в федеральных законах, законах субъектов РФ и иными правовыми актами.На данный период времени в должной мере правовые и организационные вопросы, касающиеся оказания бесплатной правовой помощи гражданам, до конца не раскрыты, в следствие чего возникают весомые недостатки при осуществлении данной помои гражданам. Проводимые исследования относятся лишь к отдельным аспектам возникающих проблем, не рассматривают оказание правовой помощи гражданам как комплексный институт со всеми присущими ему взаимосвязями. Так же не изучаются системные подходы к организации информационных потоков между участниками оказания бесплатной юридической помощи гражданам, в том числе возможные механизмы обмена информацией по данным вопросам органов исполнительной власти между собой и с другими субъектами, осуществляющими эту деятельность. Так же, помимо того, ставится вопрос о закреплении некоторых понятий в законодательных актах, такие как: «безвозмездное оказание юридической помощи», «трудная жизненная ситуация», «экстренный случай», «граждане, «социальное партнерство» и иные. Данные термины необходимы очертить в рамках федерального закона для повышения доступности бесплатной юридической помощи гражданам. Помимо того, ставится вопрос о качестве представляемой юридической помощи. Группы ученых считают, что данная юридическая помощь в обязательной мере должна быть только квалифицированной, то бишь должна оказываться специалистами по праву и ни в коей мере не должна отличаться от качества правовой помощи, которую оказывают на платной основе. Таким образом, вышеизложенное и предопределяет актуальность выбранной темы данного диссертационного исследования.Дискуссионным является и применение такого понятия, как «бесплатная помощь», исследователи считают, что вместо него следует ввести понятие «безвозмездное оказание правовых услуг».Так же при оказании бесплатной юридической помощи гражданам необходимо разработать принцип системного подхода, помимо того сами государственная и негосударственная системы необходимо преобразовать в единую систему оказания бесплатной юридической помощи гражданам в государстве. Не существуют в системе внутри- и внесистемного обмена информацией между самими участниками, предоставляющими такую помощь. В следствии чего, скоординирована связь между участниками оказания бесплатной юридической помощи, и, соответственно, контроля в этом вопросе со стороны органов исполнительной власти, что приводит к менее результативному гражданам бесплатной юридической помощи существенно. На федеральном уровне Правительство Российской Федерации, в рамках предоставленных полномочий, которые определенны ФЗ «О бес-платной юридической помощи в Российской Федерации», взаимодействует с таким органом исполнительном власти, как Министерство юстиции РФ, являющийся уполномоченным органом в данном сфере. Иные же органы исполнительной власти, деятельность которых преимущественно важна для организации работы системы бесплатной юридической помощи не взаимодействуют в Правительством РФ. Здесь так же необходимо упомянуть и не содействие различных региональных органов, уполномоченных в данном вопросе с Министерством юстиции Российской Федерации, хотя в каждом субъекте государства предусмотрены территориальные структуры Минюста РФ.Далее, согласно статье 1 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», юридическая помощь предоставляется бесплатно именно гражданам РФ. Однако, так же существует от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: иностранный гражданин, пребывающий на территории РФ, обладает всеми правами и свободами и несет обязанности, которыми наделены граждане Российской Федерации, за исключением случаев, прямо установленных данным Законом. Таким образом ставится вопрос, распространяются ли нормы, регламентированные в ФЗ №324 к иностранным гражданам. Если да, то в какой степени? Исходя из вышеуказанный положений, будет правильным то, что нормы будут на них распространяться, однако лишь в вопросах их нахождения на территории России.Помимо того, процедура отнесения граждан к категории, имеющей право на получение бесплатной юридической помощи, не урегулирована, в связи с чем, много времени затрачивается на определение таких лиц, запрашивать у них соответствующие документы на определение их статуса. И, конечно же, определить по какому вопросу обращается клиент и можно ли оказать ему бесплатную помощь.Далее необходимо определить круг лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, согласно законам федерального уровня. Проблемным аспектом в данном случае, является то, что круг лиц может меняться в зависимости от субъекта РФ. То есть в каждом регионе принимается закон субъекта, в котором указаны лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, что тоже не является верным. По моему мнению, данный круг лиц должен быть закрытым и формироваться Федеральным законом №324-ФЗ. Так как, например, граждане и члены семей граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", граждан, проходящих военную службу в ВС РФ и иные лица, участвующие в специальном-военной операции, в Волгоградской области(и некоторых других) имеют право на получение бесплатной юридической помощи, а во многих других субъектах РФ таких льгот для данной категории граждан нет, что в корне является неправильным, и, гарантированное конституцией принцип законности и равенства ставится под сомнение. К сожалению, необходимо учитывать сложную на данный момент экономическую ситуацию в стране, и нужно понимать, что количество граждан, которым необходимо получение бесплатной юридической помощи в ближайшие годы будет только увеличиваться. В следствии чего, Правительству РФ и иным исполнительным органам необходимо будет реагировать и учитывать все происходящие в этой сфере изменения.В зависимости от вопроса, для разрешения которой необходима бесплатная юридическая помощь, необходимо иметь в виду, что вопрос, с которым обратился гражданин должен попадать в компетенцию органа, к которому он обратился. По мнению некоторых исследователей, с которыми сложно не согласиться, необходимо разъяснение в законе по указанному вопросу, как, например, это происходит в судебной системе – законом определяется подсудность дела. Иначе, на практике различные органы исполнительной власти, не понимая, входит ли это в их компетенцию или нет, будут перенаправлять к другому органу, в связи с чем, будут возникать сложности для решения вопроса, с которым обратился гражданин.Так же отметим, что у Министерства Юстиции существует свой сайт - https://minjust.gov.ru/ru/. Перейдя во вкладку сайта «правовая информация», мы видим, что на сайте размещены список центров бесплатной юридической помощи, список юридических клиник и сведения о государственных юридических бюро. Анализируя эти списки, можно сказать, что в них указаны не все субъекты РФ, соответственно информация неполная, соответственно право на получение бесплатной юридической помощи является не равным для всех.Бесплатные юридические услуги оказывают юридические клиники при ВУЗах, имеющие юридическое отделение. Здесь вопрос возникает, о качестве оказываемой юридической помощи, так как в данных клиниках она оказывается студентами. Делая выводы, на основании вышеизложенного, можно сказать, что прямо или косвенно, рассмотренные вопросы и проблемы будут негативно влиять на доступность получения бесплатной юридической помощи. В данному случае помощь должны оказывать лица с высшим юридическом образованием, при этом качество бесплатной помощи не должно отличаться от качества правовых услуг, оказываемых за плату. Такую помощь могут оказывать студенты магистратуру, аспирантуры, у которых уже имеется высшее образование, соответственно качество оказываемой бесплатной юридической помощи будет выше.Так же лица,обращающиесязаполучениембесплатнойюридической помощи, весьма часто остаются недовольными качеством, оказанной помощи. Это происходит в виду того, что адвокаты оказывают данную помощь недобросовестно, так как оказывают юридическую помощь на бесплатной основе. Важно отметить, увеличение количества обращений за указанной помощью, будут плодотворно влиять на развитие института оказания бесплатной юридической помощи, так как, связи с этим увеличивается правоприменительная практика, соответственно, в последующем законодатель корректирует нормативные правовые акты в соответствии с потребностями, возникающими в современном обществе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гаунова З.Ф. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 392 - 398. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11403 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11403



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.