'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 38

Просмотры  22 просмотров

Аюбзода Л.Н.

  


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрен прокурорский надзор за органами, осуществляющими предварительное расследование и его важность на досудебных стадиях уголовного процесса. Среди всех направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает именно в сфере предварительного следствия, причем полномочия прокурора различаются в зависимости от осуществления деятельности органом дознания или органом предварительного следствия.   

Ключевые слова:
законодательство, уголовный процесс, прокурорский надзор, предварительное расследование, органы следствия   


Прокурорский надзор — это, прежде всего, система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, правовом статусе прокуратуры, а также целях, задачах, функциях, направлениях, формах и методах ее деятельности.Во избежание различных злоупотреблений со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование, государством установлен надзор за этими органами, который осуществляет прокуратура Российской Федерации - надзор за соблюдением Конституции и иного действующего законодательства [1, 85].Важно отметить, что исходя из практики наиболее явно надзорная деятельность прокуратуры проявляется на досудебных стадиях уголовного процесса. На данных стадиях прокурорский надзор призван обеспечить соблюдение всеми участниками требований законодательства и содействовать эффективной работе органов следствия и дознания. Органы, осуществляющие предварительное следствие, особенно попадают под внимание прокуратуры. Предварительное следствие является основополагающей формой предварительного расследования. Стоит заметить, что работа следователя в связи с наличием прокурорского надзора, практически не может быть независимой, поскольку его деятельность проверяется не только руководителем следственного органа, но и органами прокуратуры [2, 46].Соответственно для того, чтобы обеспечить грамотное и законное применение всех ограничительных мер, которые применяются по отношению к личности во время предварительного расследования, важно проверять их законность и обоснованность. Для этого и устанавливается прокурорский надзор - дополнительная гарантия соблюдения производства по уголовному делу без злоупотреблений со стороны органов следствия и дознания. По отношению к каждой стадии предварительного расследования устанавливаются свои особенности осуществления прокурорского надзора, поскольку каждая стадия имеет свои индивидуальные особенности и возможности для злоупотребления.Одним из первых этапов начала уголовного судопроизводства является возбуждение уголовного дела. Уголовное дело начинается с момента получения информации о преступлении, заканчивается принятием судом одного из решений, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. В течение всего этого времени происходит сбор информации с участием различных органов, за которыми и осуществляется прокурорский надзор для превенции злоупотреблений законом. На всех этапах уголовного дела важность прокурорского надзора неоспорима, поэтому Генеральная прокуратора 28.12.2016 издает приказ 826, согласно которому прокуроры, осуществляющие надзор за органами предварительного следствия, обязываются совершать регулярные выездные мероприятия по проверке учетов и ведению документации стадий уголовного процесса, сопоставлению информации, содержащийся в КУСП и следственных документах, проверки правильности регистрации и рассмотрения обращений граждан [3].Одна из ключевых особенностей прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела является также в надзоре за соблюдением уголовно-процессуальных сроков должностными лицами. В основном, это сроки рассмотрения сообщений о преступлениях, обоснованности и законности продления сроков рассмотрения уголовного дела и сроков проведения досудебных проверок.Стадия производства предварительного расследования в виде предварительного следствия подвергается надзору в части соответствия проводимых следственных действий действующему на момент стадии уголовного процесса законодательству, а также в отношении обоснованности и справедливости применения к лицу мер уголовно процессуального принуждения. В связи с этим отечественное уголовно-процессуальное законодательство для улучшения качества расследования преступления, увеличения возможности своевременного его раскрытия и исключения возможности утраты важной для процесса информации предусматривает исключение из общего правила. Это обстоятельства, которые не терпят отлагательства. Поэтому прокуратура осуществляет надзор за корректностью и обоснованностью осуществления следственных действий в таких условиях. Качественность прокурорского надзора особенно важна в момент прекращения уголовного дела, а в связи с этим и уголовного преследования. Здесь прокурорский надзор уже направлен на то, чтобы права как стороны обвинения, так и оправданной стороны или стороны защиты были соблюдены. Ведь ещё на стадии заключения досудебного соглашения о сотрудничестве прокурор наделён значительными полномочиями. Если в прокуратуру поступает уголовное дело уже с обвинительным заключением, то прокурор тщательно изучает все материалы дела, в частности, знакомится со всеми процессуальными документами. Таким образом, прокурор рассматривает обоснованность, справедливость и законность обвинения, правильность квалификации совершенного обвиняемым преступления, соблюдения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Стоит отметить, что на данном этапе важность прокурорского надзора заключается в том, что это практически последняя стадия досудебного рассмотрения уголовного дела, поскольку именно, а этом этапе необходимо выявить возможные нарушения, чтобы не допустить неправильного и несправедливого по отношению к лицу применения законодательства. Также важно проводить проверку, чтобы выявить сфабрикованные дела.По мнению К.А. Рыгаловой, «полномочия, предоставленные УПК РФ прокурору в досудебном производстве, свидетельствуют о том, что функция надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя является для него основной» [4,196].В обеспечении единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, немаловажную роль сыграл приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», предписывающий осуществлять контроль за соблюдением требований закона при производстве дознания по уголовным делам. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.Среди всех направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает именно в сфере дознания и предварительного следствия, причем полномочия прокурора различаются в зависимости от осуществления деятельности органом дознания или органом предварительного следствия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аюбзода Л.Н. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 294 - 298. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11391 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11391



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.