'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  26 просмотров

Гусев А.С., Бахтин И.Б.

  


ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе прослеживается взаимосвязь между стратегическим развитием Северного морского пути, российских территорий и увеличением доли альтернативных видов топлива – сжиженного природного газа, аммиака и мочевины, метанола в средне- и долгосрочной перспективе - для морских судов, а также для локальной электрогенерации и использования в качестве моторного топлива.   

Ключевые слова:
Северный морской путь, СМП, морской транспорт, морские суда, транспортная инфраструктура, генерация электроэнергии, альтернативные виды топлива, судовые топлива, моторные топлива, сжиженный природный газ, СПГ, аммиак, мочевина, метанол, водород, водородная энергетика, роль связанного водорода   


В современном контексте стратегического развития морских транспортных маршрутов, Северный морской путь (СМП) представляет собой существенную конкурентную альтернативу существующим транспортным маршрутам ввиду сокращения дистанций, сроков транспортирования и как следствие снижение вклада логистических издержек в конечную стоимость перевозимых товаров. Согласно распоряжению Правительства России от 1 августа 2022 года №2115-р, утвержденному плану развития СМП до 2035 года, предусмотрено значительное финансирование в размере 1,8 трлн. рублей на улучшение грузовой базы, транспортной инфраструктуры и флота [1].Президент РФ В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2023 года подчеркнул важность опережающего развития инфраструктуры СМП. Заявление подкреплено планами, включающими строительство и модернизацию 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока [2]. В среднесрочной (10-20 лет) и долгосрочной перспективе (50 лет и более), логистическая и судостроительная отрасль могут столкнуться с изменением основных судовых топлив. Сжиженный природный газ (СПГ) и производные водорода - аммиак и метанол - могут занять важное место в этом процессе. Эти топлива будут использоваться не только для морских судов, но также в региональных проектах по генерации электроэнергии и в качестве моторного топлива для локальных рынков.Таким образом, эти изменения не только модернизируют транспортную инфраструктуру, но также станут ключевыми элементами в стратегическом развитии регионов и территорий, обеспечивая экономическую устойчивость и соблюдение экологических стандартов.Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) внесла ограничения на использование топлив с высоким содержанием серы [3]. Что обусловливает важность перехода к альтернативным топливам, таким как сжиженный природный газ (СПГ).С точки зрения логистики, изменение топливных сценариев предполагает пересмотр транспортных и энергетических систем. Долгосрочная перспектива, рассматриваемая на период 50 лет и более, предполагает переход к сжиженному природному газу (СПГ) и производным водорода. Согласно исследования Мирового энергетического совета (МИРЭС), такие изменения существенно повлияют на структуру энергетических систем мира и обеспечат стабильность в снабжении [4].С учетом перспектив использования СПГ и его производных в качестве основного судового топлива, судостроительная отрасль вынуждена переориентироваться. Официальные данные от The Society for Gas as a Marine Fuel (SGMF) свидетельствуют о том, что использование СПГ становится глобальным трендом, вынуждая судостроителей к разработке и строительству судов, оснащенных двигательными установками на основе современных альтернативных видов топлив. В настоящее время в Мировом судоходстве задействованы около 240 судов на СПГ, еще около 350 строятся на верфях [5].Важной перспективой в области транспортной энергетики является переход к аммиаку, мочевине и метанолу в качестве энергоносителей в «водородной энергетике» [6]. Эти вещества не только могут служить топливом для морских судов, но и выступают в роли «связанного водорода», обеспечивая энергию для транспортировки и хранения в различных регионах мира.С учетом изменений в энергетическом ландшафте, предполагается, что использование аммиака, мочевины и метанола расширится на локальных рынках. Эти вещества могут также служить источником топлива для генерации электроэнергии в локальных проектах. Такой переход обеспечит энергетическую устойчивость на региональном уровне и снизит зависимость от традиционных источников энергии.Одним из ключевых преимуществ использования аммиака, мочевины и метанола в качестве энергоносителей является их эффективность в морской транспортировке при обычных температурах. Этот фактор делает такую транспортировку более экономически выгодной по сравнению с транспортировкой водорода в сжиженном криогенном виде.Реализация планов развития СМП также требует создания соответствующей инфраструктуры и промышленных процессов для извлечения водорода и сопутствующих компонентов из аммиака, мочевины и метанола. Анализ плана развития СМП и перспектив использования альтернативных видов топлив для морского транспорта указывает на серьезные усилия России в области экологически устойчивой разработки Арктики. Стратегический переход к альтернативным топливам, таким как СПГ, аммиак, мочевина и метанол, не только повысит эффективность морских перевозок, но и подчеркнет лидерство страны в области инноваций и устойчивого развития.Использование передовых энергоносителей не ограничится только морским транспортом, но также найдет применение в различных отраслях, включая генерацию электроэнергии и «водородную энергетику». При правильном внедрении и поддержке со стороны государства, эти технологии смогут стать неотъемлемой частью общего стратегического подхода к развитию экономики и сохранению окружающей среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гусев А.С., Бахтин И.Б. ЭВОЛЮЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА В МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 67 - 71. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11359 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11359



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.