'
Махмутова Д.О.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ *
Аннотация:
в статье автор рассматривает понятие граффити, исследует историю его зарождения и развития. Также рассказывает о популярных граффитчиках, таких как Кит Харинг, Жан-Мишель Баския, Бэнкси и других. В статье освещена также история развития граффити в России с упоминанием одного из российских граффитчиков – Макса-Навигатора. Автор также акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день граффити стало частью культуры и музеев. А также, что граффити вошло в коммерцию. Автор делает вывод, что в России граффити одно из востребованных направления артрынка. Данная статья будет полезна тем, кто увлекается искусством и дизайном.
Ключевые слова:
граффити, искусство, современное искусство, расписывание стен, расписывание витрин, уличное искусство, стрит-арт
«Граффити» — слово итальянского происхождения, которое переводится как «нацарапанный» («graffito»). Произведения уличного искусства создаются в городском пространстве с использованием наклеек, трафаретов, плакатов, аэрозольной краски, валиков, кистей и других материалов, а также скульптуры и городских интервенций.Особенностью граффити является то, что площадкой для художественного высказывания становятся общественные, уличные пространства, а его основными чертами являются несанкционированный характер. История граффити зарождается в Нью-Йорке. Творчество рвалось на волю, на простор, поэтому самым идеальным объектом для подростков-граффитчиков становятся поезда метро. Вагоны этих поездов, раскрашенные ночью в отстойниках уличными художниками, выходили на маршрут совершенно неузнаваемыми. Представьте «художественное полотно» размером в целый вагон, которое увидели жители Нью-Йорка в 1975 году!.. А год спустя граффитчики разрисовали за ночь уже целый состав. Плоские и белые вагоны как нельзя лучше подходили для такого подземного творчества, а вот бруклинские, из гофрированной стали, не пользовались особой популярностью, хотя некоторые мастера graffiti не брезговали и ими. Руководству метро, да и города в целом, такое творчество не пришлось по душе. И даже не потому, что оно нарушало привычное представление о подземке и ее поездах, — некоторые граффитчики не прочь были похулиганить, компенсируя таким образом отсутствие мастерства и художественного вкуса. Поэтому к середине восьмидесятых годов прошлого века уличные художники были полностью вытеснены из подземки Нью-Йорка, а их творения попросту закрашены. Известный граффитчик и рэпер того времени Футура2000 с горечью и сожалением напишет об этом: «Как много юных умов, которым есть что поведать миру, да все их творения безжалостно затираются машинами…»Сегодня Нью-Йорк уже не является мировой столицей граффити — она переместилась в Лос-Анджелес. Однако «город желтого дьявола» по-прежнему считается колыбелью этого уличного искусства. Более того, в последнее время в Нью-Йорке широкое распространение получило творчество туристов-граффитчиков, которые стремятся во что бы то ни стало оставить надпись на стенах города: ведь этим так приятно похвалиться, вернувшись к себе на родину, — все-таки колыбель граффити! Напомним, именно в Нью-Йорке зародились многие направления и течения этого искусства — от старой школы так называемых «надувных букмастеров» до самого ультрасовременного стиля «wild style», который требует огромного мастерства и опыта в написании сложнейших письмен и узоров, да еще, как правило, в яркой индивидуальной манере.ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ. Одной из самых знаменитых личностей в культуре стрит-арта стал Кит Харинг, известный не только выставками в галереях, но и иллюстрациями в метро. Его стиль основывался на смешении течения поп-арта с уличными рисунками, поэтому Харинга нельзя назвать райтером в привычном понимании этого слова. Особенностями его рисунков считались жирные линии, яркие цвета и изображения человечков, постоянно появлявшиеся в разных уголках города. Харинг объединял творчество с активизмом: художник известен борьбой против СПИДа, и этот посыл стал неотъемлемой частью его рисунков. Еще одной иконой культуры граффити считается Жан-Мишель Баския. Он начал рисовать в начале семидесятых, а через десять лет подружился с Энди Уорхолом — знаковой личностью среди художников в период расцвета поп-арта. Баския и его друг, художник Эл Диас основали движение SAMO (Same Old Shit), сигнатурные подписи и рисунки которого покрыли улицы города. В современной культуре Баския стал одной из самых ярких личностей, а его работы выставляются в музеях по всему миру.Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.В Великобритании стрит-арт ассоциируется в первую очередь с именем Бэнкси — он начал рисовать в девяностых годах и до сих пор считается самой заметной и самой скрытной фигурой уличной культуры. В то время как настоящая личность артиста держится в тайне, его работы выставляются в галереях по всему миру, а рисунки неожиданно появляются в самых разных городах. Помимо этого, Бэнкси ведет активную политическую деятельность, что явно отражается в его провокационных работах в тематике полицейского произвола, расовой и гендерной дискриминации, военных конфликтов и многих других современных проблем.Одним из пионеров движения во Франции стал художник под псевдонимом Blek le Rat. Для создания рисунков он использовал специальные трафареты, что позволяло ему быстро рисовать граффити и избегать арестов. Своей деятельностью художник намеревался показать, что искусство может быть доступным каждому и не ограничивается стенами галерей. ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ В РОССИИ. А вот в России история граффити началась в 1985 году вместе с повальной модой на брейкданс, что вполне объяснимо, поскольку это течения одной культуры. В середине восьмидесятых, вспоминает Макс-Навигатор, основоположник российских граффити, по стране прокатилась волна своеобразных break-фестивалей, больше походивших на концерты. Эти молодежные шоу чаще всего сопровождались декорациями в стиле граффити, которые, при всей их тогдашней наивности и несовершенстве, настолько потрясали публику, что сами выступления артистов отходили на задний план. Макс вспоминает, как в то время у знакомых моряков, побывавших в Америке, они буквально по клочку выуживали любые сведения о граффити. И когда, например, видели фотографии разрисованных поездов нью-йоркского метро — были просто в шоке. Но еще больший шок Макс испытал в Риге, когда воочию увидел это уличное искусство, выполненное талантливым художником Крысом. «В тот момент, — вспоминает знаменитый российский граффитчик, — я настолько был поражен этими настенными картинами, что, купив в рижском магазинчике несколько десятков баллончиков с аэрозольной краской, тут же бросился создавать что-то подобное…»Кстати, тому, что искусство граффити намного быстрее и эффективнее прижилось в Прибалтике и Калининграде, есть вполне прозаическое объяснение. Дело в том, что аэрозоль в Прибалтике тогда стоил намного дешевле, чем в остальной части России. Например, в Риге баллончик хорошей краски стоил в пять раз дешевле, чем в Москве, и выбор здесь был гораздо богаче. Да и взаимоотношения с городскими властями тут были менее напряженными…Сам Макс пришел однажды в мэрию своего родного Калининграда и предложил сравнить эскизы собственных задумок по граффити с фотографиями реальных уличных художеств. Администрация городской мэрии была настолько поражена увиденным, что тут же узаконила визуальную среду для городских граффити. В дальнейшем, по словам самого художника, больше хлопот ему доставляли не чиновники, а сами горожане, которые всячески противились новому уличному искусству. Да еще вмешивались граффитчики-тинэйджеры, пытающиеся внести свои штрихи в уже готовые картины.ГРАФФИТИ В XXI ВЕКЕ: С УЛИЦ В МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ. В наше время уличная культура все еще остается противоречивым явлением: часть рисунков граффити заслужили принятие горожан, однако, учитывая неизменные случаи вандализма, далеко не все положительно относятся к творчеству райтеров. На уличной арт-сцене появилось множество новичков, а состоявшиеся иконы хоть и стали привычными участниками выставок и арт-проектов, все равно продолжают рисовать на улицах городов.Граффити все также остается неотъемлемой частью протеста против потребительской культуры. Пример тому – работы уличного художника Kidult, разрисовывающего краской витрины бутиков Chanel, C?line, Maison Margiela, Supreme и других известных мировых брендов.Характерной чертой для современной граффити-культуры стала коммерция. Когда крупные компании осознали популярность рисунков уличных художников, артисты стали все чаще привлекаться для реализации рекламных кампаний, а проявления граффити в массовой культуре можно найти везде — начиная от рекламы и фильмов и заканчивая видеоиграми.С развитием соцсетей художники больше не использует подземку в качестве связующего элемента для андерграундной культуры, а еще одной причиной снижения популярности рисовки на вагонах стала усиленная охрана объектов. Вместо этого, райтеры Нью-Йорка и других городов оставляют рисунки на фургонах или грузовиках, а среди поклонников передвижных арт-объектов оказался даже Banksy, разрисовавший однажды ночью один из фургонов службы доставки. После того, как работы уличных художников появились в галереях, владельцы автомобилей добровольно приглашают райтеров разрисовать транспорт чтобы придать ему оригинальный внешний вид.Многие специалисты полагают, что термин «стрит-арт» уже не подходит для описания сложившегося многогранного явления. В Европе существует отдельный сегмент артрынка, который там называют Urban Contemporary. В России Институтом исследования и развития стрит-арта в Санкт-Петербурге предложен термин «уличная волна». Сегодня уличное искусство России вышло из состояния андеграунда на территорию современного искусства, став одним из востребованных направлений артрынка.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1
Ссылка для цитирования:
Махмутова Д.О. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 1100 - 1106. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11349 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*