'
Белянин М.Е., Соколов О.А.
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ЛАЙНЕРАХ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается система обеспечения на лайнерах. Изучаются основные плюсы и минусы системы жизнеобеспечения на современных самолетах.
Ключевые слова:
система жизнеобеспечения, лайнер, кондиционирование воздуха, кабина, повреждения
Как известно, система жизнеобеспечения – это полноценный комплекс, которая помогает создать комфортные, сбалансированные, приемлемые условия для жизнедеятельности, работы экипажа и пассажиров лайнеров.Системой жизнеобеспечения на лайнерах может считаться комплекс разного рода устройств и запасов веществ, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров лайнера на всем протяжении полета. К системам жизнеобеспечения современных лайнеров принято относить систему кондиционирования воздуха (СКВ), а также систему регулирования давления в гермокабине самолета.Исходя из того, что организм абсолютно любого человека может нормально функционировать исключительно в рамках небольших отклонений от земных параметров, то ключевая задача системы жизнеобеспечения (СЖО) заключается в обеспечении на любой высоте всех необходимых условий функционирования и жизнедеятельности, которые максимально приближены к условиям на Земле.Среди важнейших функций СЖО причисляют такие, как:– поддержание в кабинах и салоне нормальных значений давления и скорости его изменения,– поддержание нормальных значений температуры, влажности, скорости движения и расхода людьми воздуха, а также парциального давления кислорода, углекислого и иных газов,– очистка воздуха от вредных микропримесей, и так далее.По сути, комплекс СЖО направлен на обеспечение функционирования всех систем человеческого организма пассажиров, условий поддержания нормальной работоспособности членов экипажа [1].Исходя из всего вышеобозначенного следует, что экипаж, пассажиры и часть оборудования воздушного судна должны располагаться изолированно от окружающей их среды, то есть в герметической кабине самолета [3].На работоспособность СЖО, СКВ и системы автоматического регулирования давления (САРД) в ходе их работы оказывают активно воздействие разного рода факторы. В процессе эксплуатации параметры режимов регулирования давления в кабинах могут находиться в рамках допусков или же быть выше них. В иных случаях отклонения параметров от стандартного режима объясняются неисправностью САРД или ее определенных элементов. При рассмотрении причин возможных отклонений следует отслеживать характерные особенности работы САРД с учетом влияния на него внешних эксплуатационных факторов.Как известно, рабочим телом в СЖО является кабинный воздух, который практически постоянно загрязнен разного рода элементами, включая пыль, смолистые вещества, волокна тепло-звукоизоляции, ворсинки тканей ковров и так далее.При перемещении загрязненного воздуха через агрегаты САРД засоряются дозы, разнообразные калиброванные отверстия агрегатов, трубопроводы. Также постепенно осуществляется закупорка воздушных трактов, образование большого числа слоев пыли и грязи в местах, где прилегают тарелки клапанов к посадочным местам, что, в последствии, приводит к возникновению разного рода отказов и повреждений в работе всей системы жизнеобеспечения.Перечисленные причины могут приводить к постоянным отказам и повреждениям, которые оказывают свое влияние в течение достаточно продолжительного периода времени, а также нестабильные отказы, которые имеют временный характер [2].Таким образом, можно отметить, что система жизнеобеспечения на современных лайнерах – это целые комплексы, способные создать приемлемые для жизнедеятельности человека. СЖО на современных лайнерах имеют свои плюсы и минусы. К очевидным плюсам относят: поддержание нормальных значений давления, поддержание нормальных значений температуры, влажности, парциального давления кислорода, углекислого и иных газов, очистка воздуха от вредных веществ, защита экипажа и пассажиров от вредного воздействия шумов, и так далее. К очевидным минусам СЖО относят стабильные отказы и повреждения, вызванные загрязнениями, перепады между температурой внутренней стенки кабины и воздухом, неравномерность распределения охлаждающего воздуха по кабине и салону, из-за которого температура воздуха может отклонятся от нормальной, утяжеление конструкции воздушного судна и так далее.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1
Ссылка для цитирования:
Белянин М.Е., Соколов О.А. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ЛАЙНЕРАХ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 841 - 844. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11309 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*