'
Голубева О.Ю.
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К АКТИВИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ *
Аннотация:
в данной статье проводится анализ проблемы готовности педагогов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. Эта проблема вызвана актуальностью требований времени и нормативными документами, такими как федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и Федеральные образовательные программы. В статье представлены личностные и метапредметные компетенции, которые являются обязательным компонентом образовательной программы общего образования. Качество обучения школьников связано с уровнем профессионального мастерства учителя и его готовностью к формированию функциональной грамотности. Однако существуют противоречия между потребностью формирования компетенций учащихся и отсутствием готовности учителей для решения этой проблемы, а также недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, педагоги, качество образования, условия
Учитель опирается на законодательные акты в области образования, такие как закон об образовании в РФ, федеральные образовательные стандарты общего образования и федеральные образовательные программы. Он также опирается на научные исследования в психологии и педагогике, особенно в отечественной и зарубежной области. Методологические принципы современного образования основаны на системно-деятельностном, личностно ориентированном и компетентностном подходах. Обновление федеральных государственных образовательных стандартов связано с более детальной конкретизацией планируемых результатов обучения для развития компетенций учащихся. Эти компетенции помогают молодому поколению в самореализации и профессиональном самоопределении.В ходе исследования были определены состав и содержание функций профессиональной готовности учителя по активизации функциональной грамотности обучающихся. Результаты исследования позволяют выделить ряд функций учителя: гносеологическую, развивающую, коммуникативную, образовательную, консалтинговую, мотивационную, регулятивнокоррекционную, прогностическую, контрольнодиагностическую. В качестве структурной основы профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся выбрана совокупность компетенций, необходимо и достаточно отражающие структуру деятельности современного педагога. В эту совокупность включены следующие компетенции: мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, эмоционально-интуитивный, научно-методический, рефлексивно-преобразующий.Основными критериями оценки профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся являются: уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся (диагностика), уровень развития профессиональной готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся (базовый, повышенный и высокий), уровень мотивации к повышению собственной профессиональной компетентности учителя (стремление к новизне, дифференциация содержательных линий учебных предметов / учебных курсов, положительная динамика обучающихся).В результате была разработана и апробирована критериальная база для оценки профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся, чек-лист для выявления готовности учителей для формирования и развития функциональной грамотности школьников. Мониторинговые исследования самоконтроля общеобразовательной организации и самопроверки учителей по чек-листу позволяют выявить профессиональные дефициты и спланировать индивидуальную программу развития педагога. Предложенные нами критерии для выявления готовности учителей к формированию и развитию функциональной грамотности апробированы и являются достаточными для показателя результативности деятельности педагога по заявленному направлению.В рамках научно-прикладного проекта «Формирование функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС общего образования» апробировались педагогические технологии, методы, приемы, в основе которых заложены, во-первых, детализированная структура формируемых метапредметных компетентностей обучающихся, во-вторых, организация образовательной среды по формированию функциональной грамотности соответствовала представленным в настоящем исследовании компонентам (мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, эмоционально-интуитивный, научно-методический, рефлексивно-преобразующий). Следовательно, поставленная цель научно-прикладных проектов есть создание оптимальных условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, была достигнута в полном объеме. Полученные результаты в ходе проекта демонстрируют повышение уровня обучающих.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 1
Ссылка для цитирования:
Голубева О.Ю. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К АКТИВИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №12 (69) том 1. С. 458 - 461. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11246 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*