'
Чыпсымаа О.О., Ховалыг А.Э.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) *
Аннотация:
в представленном исследовании раскрывается сущность самостоятельной работы обучающихся в средней общеобразовательной школе. Выявлена взаимосвязь самостоятельной познавательной деятельности со структурными этапами процесса обучения и общей структурой образовательной деятельности. Определены особенности организации самостоятельной работы учащихся и показаны пути повышения эффективности осуществления самостоятельной работы посредством активизации познавательной деятельности учащихся. В системе российского образования возрастает значимость и необходимость самостоятельной работы как одной из важнейших видов учебно-познавательной деятельности, так как данная форма работы является необходимым условием развития личностного и познавательного потенциала обучающихся.
Ключевые слова:
самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная работа, процесс обучения, иностранный язык
В настоящее время в системе российского образования все так же подчеркивается значимость и необходимость самостоятельной работы как одной из важнейших видов учебно-познавательной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе. В организации любой учебной деятельности данная форма работы является необходимым условием развития личностного и познавательного потенциала обучающихся, поскольку обеспечивает формирование у них таких качеств, как активность, самостоятельность, совершенствует их способности работать с учебной информацией, осмысливать ее, творчески подходить к решению проблем самообразования и саморазвития.Следовательно, определение понятия «самостоятельная работа» в методической и педагогической литературе обширно. Многие методисты считают, что самостоятельная работа – это спланированная, познавательная, организационно и методически направляемая деятельность учащихся, осуществляемая без участия учителя, но по его заданию и под его руководством для того, чтобы достичь желаемого результата. В данных определениях указывается место и роль учителя при осуществлении самостоятельной работы учащимися, а именно, учитель выступает в роли наблюдателя, не проявляет при этом никакой активности и инициативы. Более полную и объемную трактовку понятия «самостоятельная работа» дает П.И. Пидкасистый, считая, что это «средство, которое: в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения» [Пидкасистый, с. 48]. Относительно предмета «Иностранный язык» ученые методисты рассматривают данный вид работы как «учебную деятельность, предполагающую некоторую степень самостоятельности обучаемого на всех этапах ее осуществления – начиная с постановки проблемы и заканчивая выполнением контроля, самоконтроля и, при необходимости, коррекции, постепенно переходя от выполнения элементарных видов работ к более сложным, которые могут носить поисковый характер, а также как средство формирования познавательных способностей изучающих иностранный язык, их направленности на непрерывное самообразование». Самостоятельная работа учащихся напрямую связана с их активной творческой мыслительной деятельностью и умением применять ранее полученные знания на практике, поэтому К.Д. Ушинский называет ее «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения» […]. В методической литературе подчеркивается также возможность индивидуальной или групповой форм работы при самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, как на уроке, так и во внеурочное время [Т.А. Ильина]. Рассматриваемый вид деятельности является одновременно и средством повышения результативности процесса обучения, и подготовки обучаемых к самостоятельному расширению и углублению своих знаний.И.А. Зимняя констатирует, что организация и руководство самостоятельной работой представляют собой ответственную и довольно сложную задачу для любого педагога. В процессе изучения иностранного языка каждый обучаемый должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности, чтобы быть способным справляться с различными заданиями и обретать новые знания в процессе решения учебных задач. Эффективность самостоятельной работы зависит не только от ее удельного веса, но и от способов и методов ее организации и осуществления, от рационального комбинирования с другими видами и формами работы на уроках по иностранному языку.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 4
Ссылка для цитирования:
Чыпсымаа О.О., Ховалыг А.Э. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) // Вестник науки №11 (68) том 4. С. 429 - 433. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11106 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*