'
Низамутдинов А.И., Мавлиев Л.Ф.
ЩЕБЕНОЧНО-ПЕСЧАНЫЕ СМЕСИ, УКРЕПЛЕННЫЕ ЦЕМЕНТОМ, В ОСНОВАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ *
Аннотация:
в работе описано применение щебеночно-песчаных смесей. Показана актуальность применения местных материалов, укрепленных вяжущими. Приведены преимущества щебеночно-песчаных смесей, укрепленных цементом. Описана технология устройства оснований дорожных одежд из щебеночно-песчаных смесей. Приведены основные технологические операции устройства таких оснований.
Ключевые слова:
щебеночно-песчаная смесь, автомобильная дорога, портландцемент, местные материалы, технологические операции.
Разработка эффективных материалов для конструктивных слоев дорожных одежд на основе местного минерального сырья с использованием различных вяжущих и добавок является одним из перспективных направлений исследований в дорожном строительстве [1]. Вопросам укрепления грунтов и обработки материалов посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых - В.М. Безрука, Ю.М. Васильева, Л.В. Гончаровой, В.М. Кнатько, В.А. Кельмана, В.В. Охотина, П.А. Ребиндера, М.М. Филатова, C.W. Correns, C.S. Dunn, J. Hashimoto, J.K. Mitchell, G.H. Hilt, D.T. Davidson, J.G. Laguros, T.W. Lambe, R.C. Mainfort и др. [2-4].В районах с отсутствием запасов прочного щебня, актуальным является применение местного минерального сырья в обработанном и укрепленном виде, что позволяет удешевить стоимость строительства, сэкономить энергию, ресурсы и время. Обработка материалов и укрепление грунтов включает совокупность мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге коренное изменение свойств исходного сырья, с приданием требуемых физико-механических показателей – прочности и долговечности. [1]. Щебеночно-песчаные смеси, укрепленные цементом, обладают повышенной прочностью на сжатие, прочностью на растяжение при изгибе, а также повышенным коэффициентом морозостойкости. Также установлено, что при введении 6% цемента в состав ЩПС достигается марка по прочности М40 и морозостойкости F25, а при 8 % цемента – марка по прочности М60 и морозостойкости F25 по ГОСТ 23558-94 [1]. Технология по устройству основания автомобильной дороги из щебеночно-песчаной смеси заключается в следующем.Щебеночно-песчаная смесь равномерно распределяется автогрейдером или бульдозером. Далее, на слой щебеночно-песчаной смеси цементораспределителем распределяется портландцемент при оптимальном его содержании. После перемешивания щебеночно-песчаной смеси с портландцементом осуществляется профилирование поверхности основания из щебеночно-песчаной смеси, укрепленной портландцементом автогрейдером за 8-10 проходов по одному следу. Уплотнение этого слоя целесообразно осуществлять катком на пневмошинах за 10-16 проходов по одному следу. Для окончательного уплотнения слоя рекомендуется использовать гладковальцовый каток 9,5 тонн за 8-10 проходов по одному следу с перекрытием полосы 0,30 м [6].Затем должна осуществляться обработка слоя битумной эмульсией с помощью гудронатора. Эта рабочая операция необходима для сохранения влаги в уложенном слое, чтобы прошел процесс затвердевания смеси с портландцементом, то есть химическая реакция при взаимодействии портландцемента с водой. Уход за свежеуложенным слоем с применением пленкообразующего слоя из битумной мастики целесообразно осуществлять в течении 28 суток [6].Щебеночно-песчаная смесь оптимального гранулометрического состава с дальнейшей обработкой цементом является одним из возможных способов расширения области применения непригодного или ограниченного в применении местного минерального сырья и повышения качества и долговечности конструкций дорожных одежд.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Низамутдинов А.И., Мавлиев Л.Ф. ЩЕБЕНОЧНО-ПЕСЧАНЫЕ СМЕСИ, УКРЕПЛЕННЫЕ ЦЕМЕНТОМ, В ОСНОВАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 968 - 971. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11005 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*