'
Татарникова Т.В., Свириденко И.А.
СИСТЕМА РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ *
Аннотация:
в данной статье рассмотрены методические приемы воздействия на процесс формирования межличностных отношений подростков с ЗПР. В ходе исследования изучены особенности межличностных отношений данной категории детей и обоснован ход и методические приемы оптимизации межличностных отношений старшеклассников С(К)Ш.
Ключевые слова:
межличностные отношения, задержка психического развития, старший школьный возраст.
Развитие ребенка включает не только интеллектуальное, но и личностное развитие. Одной из основополагающих проблем в жизни человека являются межличностные отношения. Именно поэтому разработана программа, направленная на формирование здоровых межличностных отношений.Программа включает три блока с разной продолжительностью занятий. Первый блок, "Я как субъект отношений: формирование осознанности положения, удовлетворенности в общении, уровня взаимности", состоит из 11 занятий. Второй блок, "Я в группе: формирование бесконфликтного стиля общения и коммуникативной культуры", продолжается 10 занятий. Третий блок, "Я для группы: формирование эмоционально-нравственных отношений", состоит из 7 занятий.В ходе занятий используются различные модифицированные и уже известные упражнения. Мы также опирались на методики, разработанные Г.А. Карповой и Т.П.Артемьевой [4]. Базовые техники, которые мы применяли в занятиях в форме психологического тренинга, включают групповые дискуссии, сюжетно-ролевые игры, анализ ситуаций в игровой форме, техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь", элементы арт-терапии, работу в парах и тройках, микрогруппах, игры на развитие доверия и игры-коммуникации.Структура каждого занятия состоит из трех частей. Разминка включает упражнения, способствующие активизации участников, созданию доброжелательной атмосферы и повышению сплоченности группы. Основное содержание занятия основано на поэтапном формировании умственных действий согласно теории П.Я. Гальперина. Включены этапы ориентировочной основы действия, внешнеречевого и внешнеречевого (проговаривание про себя) этапов и когнитивного этапа. На заключительной части занятия, рефлексии, участники могут поделиться своими чувствами, впечатлениями и мнениями.При проведении занятий в форме психологического тренинга мы учитывали специфические особенности методических средств для подростков с ЗПР, обучающихся в С(К)Ш. Мы проводили занятия по подгруппам от 8 до 10 человек, использовали как вербальные, так и невербальные средства, постепенно усложняли используемые средства и проводили демонстрационные сессии, чтобы дать возможность всем участникам средней школы с ЗПР принять участие в общих упражнениях вместе с экспериментатором [2, 5].Программа формирования здоровых межличностных отношений была разработана с учетом специфики развития и обучения подростков с ЗПР. Она нацелена на развитие навыков эффективного общения, повышение уровня взаимодействия и разрешение конфликтных ситуаций. Эта программа имеет важное значение для поддержки разностороннего развития детей и подростков, стимулирует их социальную адаптацию и взаимодействие с окружающими людьми.Весь применяемый в работе материал был тщательно отобран и адаптирован под возможности и потребности детей с ЗПР.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Татарникова Т.В., Свириденко И.А. СИСТЕМА РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПТИМИЗАЦИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 637 - 640. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10957 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*