'
Андронов И.С., Кяримова А.Д.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
статья посвящена актуальной для высшего образования проблеме – научно-исследовательской работе студентов, как инструменту подготовки квалифицированных специалистов. Немаловажным аспектом является и необходимость укрепления научно-технического потенциала страны. Однако, результаты исследования свидетельствуют об отсутствии единой системы организации научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова:
высшее образование, научно-исследовательская работа, наука.
Последние два десятилетия российского высшего образования можно охарактеризовать как противостояние двух парадигм перспективного развития.Во-первых, это наследие образования советского периода, основанное на патерналистской модели социальной сферы. Воспринимая образование как безусловное благо, государство создало разветвленную инфраструктуру высшего образования, способного решать задачи научного воспроизводства и вступать в интеллектуальную конкуренцию с другими национальными системами образования.Но нельзя игнорировать и существенные недостатки, которые выражались в непропорциональном, дисгармоничном распределении ресурса между направлениями научных исследований, в результате чего ряд направлений гуманитарной и общественной науки оказались отстающими.Во-вторых, попытка сформировать сервисный подход к образованию на основе интеграционных механизмов Болонского процесса.Несмотря на критику со стороны научной и педагогической общественности, такой подход привнес ряд преимуществ, которые выражались в возможностях академического обмена, доступа к мировым научным фондам и др.Концептуально, эта дискуссия затрагивает представление о задачах высшего образования, его приоритетах и миссии.В этой связи, интересна эволюция организации в рамках высшего учебного заведения студенческого научно-технического творчества.В ретроспективе, условно называемая советской, модель высшего образования была достаточно продуктивна, в то время, как результативность преобразований в XXI веке еще не оценена в полной мере.Реферативный обзор публикаций российских авторов показывает незначительный интерес к рассматриваемой предметной области.Отчасти, это можно объяснить тем, что авторы – преподаватели вузов, индивидуально воспринимают место и роль студенческих научных обществ в организации деятельности вуза.Исходя из этого, каждый педагог рефлексирует индивидуально, в зависимости от своей вовлеченности во внутреннюю среду вуза, в которой он работает, содержание формальных и неформальных правил, традиции и политики учебного заведения в вопросах поддержки студенческой научной инициативы.Обращает на себя внимание, что авторы, которые выбирают как предметную область исследования, сопряженную с организацией научно-исследовательской деятельности студентов, не стараются обращать внимание на исторически сложившиеся практики.Научно-исследовательская деятельность в университете является важной частью кадровой подготовки, представляющей многоуровневый процесс в системе непрерывного образования, образуется на междисциплинарной основе и предусматривает формирование многогранно развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой социальной и профессиональной культурой [1].
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Андронов И.С., Кяримова А.Д. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 535 - 538. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10942 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*