'
Пивоварова И.А., Коженко Я.В.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *
Аннотация:
в работе проведен анализ изменений законодательства и государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Рассмотрены новые дефиниции, правовые категории, направленные на совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова:
экстремизм, идеология насилия, радикализм политический экстремизм, национальная безопасность.
В качестве своевременной реакции государства на процесс роста преступлений экстремисткой направленности является постепенное обновление и совершенствование антиэкстремистского законодательства в РФ. Основополагающим документом в данной сфере является «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344. В контексте совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации данный документ является знаковым, поскольку он конкретизирует положения, обозначенные в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Обновленные положения в полной мере затронули терминологический базис, зафиксированный в Федеральном законе. В процессе обновления Стратегии было введено такое понятие как «идеология насилия», что весьма важно для определения «экстремизма». Согласно тексту Стратегии «идеология насилия» - это совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей» а также переработано понятие «радикализм» и «экстремистские проявления», что теперь в полной мере подчеркивают акцент на угрозы не только территориальной целостности, но и конституционному строю Российской Федерации [1]. В полной мере отечественный законодатель переработал список ключевых источников для внешних и внутренних экстремистских угроз Российской Федерации. Подчеркнут особый фактор вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, в частности, несовершеннолетних лиц, а также в полной мере обозначена необходимость реализации проектов в области патриотического воспитания с группами повышенного риска. Следует отметить внимание авторов на применении новых технологий, которые чаще всего используются радикалами и экстремистскими объединениями для того, чтобы осуществлять целенаправленный подрыв политического строя тех или иных государств. К примеру, технология «цветных революций», опирающаяся на инструментарий социальных структур. Подобный процесс подразумевает организацию крупномасштабных санкционированных и несанкционированных массовых протестных акций. В тексте «Стратегии противодействия экстремизму» подчеркивается особая роль и опасность несогласованных публичных мероприятий (митингов, шествий, а также иных актов протеста) как одного из наиболее частых проявлений политического экстремизма, способных привести к дестабилизации социально-политической обстановки в России. Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2022г. было зарегистрировано 1566 преступлений экстремистской направленности, что является наивысшим показателем за рассматриваемые 12 лет [2]. Подобное повышение показателя выявляет кране тревожную для национальной безопасности закономерность роста, что, естественно, должно привести к усилению профилактических мер и активизации работы противодействия экстремизму на основе Стратегии и адаптации ее к новым реалиям.
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 3
Ссылка для цитирования:
Пивоварова И.А., Коженко Я.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №11 (68) том 3. С. 439 - 442. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10927 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*