'
Лаптандер С.В.
ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ *
Аннотация:
Российское государство располагается на огромной территории, население которой представлено различными национальностями и этносами, объединенными культурой, традициями, вероисповеданием. Внутри границ государства исторически формировались разные территориальные образования, что впоследствии определило необходимость учета разрешения национальных вопросов, при устройстве новой государственности, складывающейся в начале двадцатого столетия, что реализовалось в дальнейшем, при создании законодательства и разделения страны на субъекты. Идея федерализма в устройстве российского государства не нова. Попытки децентрализации государственного управления и распределения полномочий регионам, предпринимались со времен существование империи, в состав которой входили области, края, эмираты, губернии. Надо отметить, что имперская власть, всегда стремилась сохранить самобытность и культуру регионов. Для определения причин создания федеративного государства, коим является Россия, необходимо рассмотреть особенности, условия, характеристики, организации власти, основанной, в том числе, и на принципах федерализма
Ключевые слова:
федерализм, федеративное устройство, государство
УДК 342.6
Лаптандер С.В.
студент 3 курса
Тольяттинский государственный университет
(г. Тольятти, Россия)
ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ
Аннотация: Российское государство располагается на огромной территории, население которой представлено различными национальностями и этносами, объединенными культурой, традициями, вероисповеданием. Внутри границ государства исторически формировались разные территориальные образования, что впоследствии определило необходимость учета разрешения национальных вопросов, при устройстве новой государственности, складывающейся в начале двадцатого столетия, что реализовалось в дальнейшем, при создании законодательства и разделения страны на субъекты. Идея федерализма в устройстве российского государства не нова. Попытки децентрализации государственного управления и распределения полномочий регионам, предпринимались со времен существование империи, в состав которой входили области, края, эмираты, губернии. Надо отметить, что имперская власть, всегда стремилась сохранить самобытность и культуру регионов. Для определения причин создания федеративного государства, коим является Россия, необходимо рассмотреть особенности, условия, характеристики, организации власти, основанной, в том числе, и на принципах федерализма.
Ключевые слова: федерализм, федеративное устройство, государство.
Особое значение в государственном устройстве имеет территориальный признак. Форма территориального устройства определяет организацию власти в государстве, оказывая влияние на соотношении власти Центра и регионов, определяя централизацию или децентрализацию власти, степень самостоятельного принятия решений регионами.
В научной литературе определяют две формы государственного устройства по территориальному признаку: федеративное и унитарное. Унитарным государствам, например, Великобритании, Шотландии и так далее, свойственно централизованное управление административно-территориальными единицами, отсутствие государственных образований с элементами самостоятельности, суверенности, что позволяет утверждать о проявлении верховной власти системой органов государства на всех уровнях управления. Надо отметить, что унитарные государства образуются при условии однородности национальной принадлежности граждан и малой территории государства.
Федеративное устройство государства предполагает определение самостоятельности в принятии решений территориальными единицами, образованиями. Как правило, история становления таких государств предполагает объединение вокруг центра, разно-национальных народов, проживающих на большой территории.
В научных источниках, выделяют, также, и конфедерацию. Однако, конфедерация является объединение суверенных государств для реализации общей цели, и территориальный признак, здесь, не играет существенной роли.
Не стоит отожествлять понятие федерализма и федеративного устройства государства по признаку территориальной целостности. Федерализм является идеей организации власти в государстве, необходимой для разрешения задач обеспечения стабильности, безопасности, осуществляющихся посредством взаимодействия центральной власти и власти регионов. Федерализм предполагает политико-территориальное обособление, соблюдение баланса интересов центра и регионов. Идеи федерализма раскрыты в трудах многих ученых, например, Ф.Ф. Конева, М.В. Глигич-Золотаревой и других. [1]
Существует позиция рассмотрения федерализма, как формы полицентризма, под которым определяют структурную основу самоуправляющихся общественных систем, то есть наличия множества центров принятия решений, принимаемых самостоятельно и независимо. Полицентризму, как и федерализму, свойственны: существование множества самостоятельных, суверенных властных единиц; осуществление взаимодействия на принципах сотрудничества, конкуренции, самостоятельности мнения в разрешении конфликтов; разграничение правомочий и компетенций; наличие гражданского общества, принимающего участие в общественной и публичной жизни.
Вместе с тем, федерализм имеет собственные характеристики:
- отношение в определении, как организации государственной власти, так и ее функционированию. Федерализм можно воспринимать рассматривать формой государственного устройства, а также применять к пониманию реализации идеи при устройстве государственности;
- применимость к сохранению единства и, в то же время, поддержании разнообразия общественных структур;
- задействования в экономическом, идеологическом, политическом, социальном функционировании государственной власти;
- целеполагающем начале, противостоящем унитаризму и сепаратизму;
- связующем в реализации цели развития государства, решения проблем глобального масштаба. Принципы федерализма, сегодня, применимы не только к устройству государственности, но и внешне государственных отношений;
- отличается разнообразием политических форм. [2]
Не без интересным является определение федерализма, представленное М.В. Глигич-Золотаревой, рассматривающей его, как совокупность цивилизационных, политико-правовых, бюджетно-экономических, историко-социологических, социально-культурных, духовно-нравственных характеристик федеративного государства, основанного на территориальной целостности, с наличием гражданского населения и публичной власти, отличающегося особенностью государственности, спецификой реализации властных полномочий. [3]
Становлению идеи федерализма в отечестве более ста лет, при этом, особенности его развития проявились в государственном устройстве России во второй половине двадцатого столетия с закреплением принципов демократического федерализма в Основном законе страны в 1993 году.
Помимо вышеизложенного, российский федерализм характеризуется еще некоторыми чертами:
Таким образом, для достижения целей устойчивого развития Российской Федерации необходимо решение многих задач в экономической, экологической, социальной сферах, в области науки, образования, безопасности, международных отношениях. В сфере развития федерализма и регионального развития в первую очередь стоят следующие задачи: укрепление государственности через совершенствование институтов государственной власти и общественных структур; демократизация и дебюрократизация структур государственной власти; совершенствование законодательства, прежде всего в сфере собственности; совершенствование законодательства и взаимоотношений между федеральными структурами, регионами и муниципалитетами. [9]
Развитие федеративных отношений в Российской Федерации в связи с определенными политическими, социальными и экономическими обстоятельствами имеет скачкообразный характер. В этом процессе можно выделить следующие этапы:
Представляется верным мнение М.Г. Мирзоева о том, что «решение федеральной власти сосредоточить большую часть государственной власти в своих руках было обоснованным, поскольку на тот момент времени были явные угрозы государственной целостности, основам конституционного строя Российской Федерации, а также правам, свободам и законным интересам человека и гражданина. На данный момент как таковых нет угроз государственной целостности Российской Федерации, при этом для полноценного развития современного демократического федеративного государства необходимо более тесно сотрудничать с субъектами Российской Федерации, в том числе предоставляя последним достаточные полномочия и ресурсы для реализации поставленных целей и задач».
Таким образом, такие принципы федеративного устройства, как единство системы государственной власти в Российской Федерации и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разного уровня, которые установлены в Конституции РФ, оказывают большое влияние на организацию и деятельность органов государственной власти субъекта РФ, фактически предопределяя вектор направления развития региональных органов власти и федеративных отношений. При этом представляется необходимым свести к минимуму тот дисбаланс, который существует в сфере влияния федеральных органов власти на организацию и деятельность органов власти в субъектах РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №11 (68) том 2
Ссылка для цитирования:
Лаптандер С.В. ФЕДЕРАЛИЗМ В РФ И ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ // Вестник науки №11 (68) том 2. С. 892 - 899. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10863 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*