'
Перминова А.В.
ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в данной статье мы рассмотрим основные естественно-средовые факторы, влияющие на процесс адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития. Изучим существующие виды отклонений, причины их возникновения.
Ключевые слова:
физическая культура, нетрадиционные методы лечения, естественно–средовые факторы, дети с задержкой психического развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии.По классификации, которую предложили В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с соматическими заболеваниями; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с расстройствами раннего детского аутизма.Рассмотрим причины нарушения интеллекта. Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка.1. Наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);2. Патология внутриутробного развития (различные инфекционные,гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);3. Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:родовая травма и асфиксия;нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка(особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка);травмы мозга.В науке приняты классификации интеллектуальных нарушений. Рассмотрим одну из них. В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта. Умственная отсталость подразделяется на формы:легкую (IQ в пределах 50-69),умеренную (IQ в пределах 35-49),тяжелую (IQ в пределах 20-34),глубокую (IQ ниже 20).Таким образом, рассмотрев основные виды нарушений интеллекта детей, можно сделать вывод, что данный процесс может как подлежать коррекции, но есть и такие нарушения, которые исправить будет сложно. В процессе изучения, нами было выяснено, что данный факт очень распространен в наше время и детей с нарушением интеллекта становится все больше. Поэтому мы решили рассмотреть в чем же причины нарушения интеллекта у детей.Этиология выделяет следующие особенности проявления интеллектуальных нарушений.При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость нового. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, преобладание вялости и сонливости, что не исключает крикливости, беспокойства и т.п.У умственно отсталых детей не возникает со временем:эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» отсутствует или неполноценен;интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого;новая форма общения – жестовое общение, возникающее на основесовместных действий со взрослыми;умение различать своих и чужих людей.Таким образом, можно сделать вывод, что причинами нарушения интеллекта могут являться как физиологические, так и биологические факторы влияющие на организм детей. Рассмотрев данные причины, мы смогли выделить некоторые профилактические меры, способствующие сохранению интеллекта у детей школьного возраста. Профилактика нарушения интеллекта направлена на всестороннее развитие ребенка как личности и сохранение его здоровья.Теория психического развития, которую Л.С. Выготский разработал, изучаяразвитие нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются в развитии особых детей. Установление единства систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с особыми возможностями здоровья очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов.Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта имеет ряд общих задач. К ним относятся: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.В системе начального общего образования, по данным официальнойстатистики, за последние три года в Российской Федерации увеличилоськоличество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 5%.Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Младший школьный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками (Л.Д. Глазырина, 2001).В заключение можно сделать вывод, что дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. Им характерна слабость активного, целенаправленного внимания – оно с трудом привлекается, плохо фиксируется. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у них сужен объем внимания. Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости. Сильно страдает непроизвольное внимание, преимущественно недоразвита его произвольная сторона. Нарушения внимания негативно сказываются на общем развитии ребенка, освоении им учебной деятельности.
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5
Ссылка для цитирования:
Перминова А.В. ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 614 - 619. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10549 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*