'
Правдин Б.О.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье раскрывается понятие патриотического воспитания.
Ключевые слова:
патриотизм, воспитание, традиции, ценности, нравственность, школьное образование, ученики.
Сущность понятия «патриотическое воспитание» Развитие современного российского образования происходит в сложный период, когда в условиях экономической нестабильности одной из мировых проблем является утрата патриотических чувств у подрастающего поколения, искажение представлений о любви, дружбе доброте и милосердии. Материальные ценности вытесняют нравственные идеалы, происходит распад этнокультурного пространства. Именно поэтому, на сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач, как для государства, так и для системы образования в целом. Общественная и государственная потребность патриотического воспитания подтверждается рядом государственных национальных программ, направленных на развитие высоконравственной и образованной личности, способной отстоять интересы своей страны. Согласно концепции национальной доктрины образования, в Российской Федерации до 2025 года, главной целью образования является воспитание разносторонне развитой личности, с высокими моральными и духовными качествами, уважающей культурное наследие своей Родины [3]. Для подтверждения значимости патриотического воспитания, раскроем сущность основных понятий данного исследования. Понятие «воспитание» – одно из основополагающих в педагогическом процессе. На сегодняшний день существует немало толкований. В большой советской энциклопедии, «воспитание» трактуется, как «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» [3]. В педагогическом смысле воспитание – это организованное направленное воздействие общественных институтов на человека с целью сформировать у него конкретные знания, мнения и убеждения. Авторы концепции воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова считают, что воспитание – это управление процессом развития личности. По их мнению, основная и главная цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности. Советский и российский ученый Д.С. Лихачев не мыслил образование без воспитания: «Главная цель средней школы – воспитание» [4]. Он считал, что воспитание, прежде всего – это формирование нравственных идеалов и создание у учащихся жизненных навыков в нравственном пространстве. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это неотъемлемая часть процесса становления личности ребенка, охватывающего различные стороны жизнедеятельности и отвечающего за адаптацию в общественной жизни, знанием основных норм поведения. Понятие «патриотизм» имеет греческое происхождение и по своему содержанию многозначно. В широком смысле данное понятие означает любовь к своей семье, Родине. Тем не менее, на сегодняшний день, существует не мало разнообразных и неоднозначных трактовок данного понятия. Объясняется это, прежде всего, рассмотрением проблемы с точки 15 зрения различных областей, а также проявлением любви к Родине через призму личной гражданской позиции. В толковом словаре С.И. Ожегова, термин патриот определяется как «человек, одушевлённый патриотизмом», а патриотизм, в свою очередь – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Сущность понятия «патриотизм» раскрывали отечественные просветители и педагоги. К проблемам патриотического воспитания обращалось немало деятелей педагогических наук, среди которых А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Д.С. Лихачев и другие ученые. В своих трудах они анализировали данную проблему и излагали актуальные для своего времени идеи развития патриотических чувств. В.А. Сухомлинский определял патриотизм как высокое нравственное чувство, в котором целостно и неотъемлемо соединяется любовь к малой Родине с её народом, природой и культурным наследием. Патриотизм, по мнению педагога, это начало чувства человеческого достоинства, любви и верности к своему государству. Выдающийся советский педагог A.C. Макаренко, считал, что каждый воспитанник школы должен обладать мужеством, быть храбрым, честным и трудолюбивым [6]. Вместе с тем, отмечал, что чувство патриотизма проявляется не только в героических поступках, главный критерий патриотических убеждений педагог видел в общественном труде. Следовательно, в основе патриотического воспитания стоят процессы, отвечающие с одной стороны за чувственно-практическую деятельность, а с другой стороны, формирующие социальные чувства, в содержании которых любовь к Родине и стремление защищать свою страну продиктовано гордостью и желанием защитить, прежде всего, свои культурные, национальные, духовные и территориальные ценности, являющиеся эстетической и художественной ценностью народа. На основе рассмотренных мнений и взглядов можно сделать вывод, что патриотизм – глубоко нравственное качество человека, выражающее любовь Родине, ее истории и культуре, стремление к активному и сознательному труду на благо своей страны, готовность защищать ее честь и достоинство.
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5
Ссылка для цитирования:
Правдин Б.О. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 427 - 430. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10517 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*