'
Мозымова Я.А.
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОДАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в данной статье раскрыты возможности применения деловой игры как активного метода обучения на уроках в общеобразовательной школе.
Ключевые слова:
активные методы обучения, деловая игра.
Профессиональная работа современных преподавателей, воспитателей, социальных педагогов и практических психологов зачастую непосредственно связана с организацией и проведением разнообразных игр с детьми и молодежью, направленных на их подготовку к активной жизнедеятельности, познанию мира и самого себя.Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственно созданных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения [5, с. 41].Игра является одним из важнейших способов освоения мира и самовыражения в нем. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, карьерой, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями. В обучении, воспитании и социализации учащихся наибольшее распространение получили сюжетно-ролевые, дидактические (учебно-познавательные), подвижные (физическое развитие) и коммуникативные игры [5, с. 42].Важнейшее достоинство игры состоит в том, что она снимает противоречие между абстрактностью учебного процесса и реальным характером социально-профессиональной деятельности, систематикой используемых знаний и их принадлежностью к разным учебным дисциплинам. В учебном процессе используются, как правило, игры по принятию решений в нереальной обстановке или ситуации (игры-катастрофы, игры-симуляции) и игры, помогающие адаптироваться к реальной профессиональной деятельности (деловые или ролевые) [5, с. 43].Деловая игра – один из ведущих методов активного обучения. Деловая игра может быть сконструирована как в целях формирования, так и в целях оценки компетенций, требуемых в конкретной профессиональной деятельности, т. е. может выступать и методом обучения, и оценочным средством. Данный метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности в учебной группе и поэтому требует особых подходов к организации групповой работы.По целевому назначению деловые игры могут быть учебными, проектировочными, исследовательскими. Учебные деловые игры могут быть аттестационными, блиц- и мини-играми, где важным фактором для преподавателя является длительность игрового времени. Помимо разновидностей в зависимости от фактора времени учебные игры можно рассматривать в зависимости от степени охвата и сложности решаемых задач и выделить итоговые и контурные деловые игры [1, с. 28].Её обязательными признаками являются:- наличие проблемы управления социально-экономической или социально-психологической системой;- наличие общих целей всего игрового коллектива;- наличие различных ролей и в соответствии с ними различие интересов (конфликт) участников, назначенных выполнять эти роли;- невозможность полной формализации системы, наличие неопределенности в обстановке, учет вероятностного характера многих факторов и, исходя из этого, наличие игровой имитационной модели рассматриваемого процесса;- наличие реального или условного фактора времени;- динамичность изменения обстановки и наличие обратной связи, зависящей от решений участников игры в предыдущие моменты времени и влияющей на изменение обстановки в последующие, т. е. наличие «цепочки решений»;- наличие системы оценки результатов игровой деятельности;- наличие системы мотивации участников, дающей объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата деятельности игрового коллектива;- многоальтернативность решений;- обязательное минимально необходимое и достаточное документальное обеспечение деловой игры;- наличие управляемого эмоционального напряжения [1, с. 27].Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: - рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; - освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; - работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; - концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; - развивать взаимопонимание между участниками игры [2, с. 126].Отрицательными моментами в проведении учебных деловых игр можно определить следующее:- высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; - большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером и режиссером в течение всей игры т.к. обучающиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловых игр [4, с. 121].
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 5
Ссылка для цитирования:
Мозымова Я.А. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОДАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 5. С. 387 - 393. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10511 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*