'
Марихин С.В., Терещенко А.В., Паничева Э.А.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДАХ-МЕГАПОЛИСАХ *
Аннотация:
данная статья исследует процесс социализации детей и подростков в условиях мегаполисов. Рассматривается влияние городской среды на формирование социальных навыков, ценностей и идентичности у детей и подростков. Исследование также охватывает вопросы влияния городской культуры, разнообразия и доступа к образованию на процесс социализации.
Ключевые слова:
социализация, факторы социализации, мегаполис, антисоциализация, мобильность, глобализация.
Интеграция ребенка в общество в каждом регионе нашей страны может содержать в себе разные методы воспитания и обучения. В центральном округе большее же внимание отдается демократизации, информатизации и компьютеризации в сфере образования из-за главной особенности города – его густонаселенности, что ведет к тому, что социализация обязана считаться с нормами общества на стадии размытия историко-культурных различий. Городу, как фактору социализации, приходится прикладывать значительные усилия, чтобы наделить социальные институты полномочиями, подходящими методами и средствами, способствующими повышению качества включения детей в общественный строй. Многие ученые дают различные определения социализации. В каждом из них могут быть показаны всевозможные аспекты этого процесса, его особенности. Г.М. Андреева под социализацией имеет в виду процесс вхождения человека в общество, в социальную среду и усвоения им социальных влияний окружения. [1] Особое внимание стоит уделить рассмотрению факторов социализации. А.В. Мудрик выделяет следующие факторы социализации, разбивая их на 4 группы [5]: 1) мегафакторы — это космос, планета, мир, вселенная которые в той или иной мере влияют на процесс социализации всего населения Земли. 2) макрофакторы — это страна, народ, общество, государство 3) мезофакторы — это условия социализации больших групп людей, которые различаются по: а) территории и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); б) принадлежности к тем или иным субкультурам. К мезафактору по типу населения относится и мегаполис. Далее детальнее рассмотрим понятие «мегаполис» и его особенности как фактора социализации. Нотман О. В. считает, что термин «мегаполис» относительно новым, так как он возник в лишь в 1970-х годах в научных докладах ООН, и всемирная организация определила мегаполис как город с населением свыше 10 миллионов человек. [6] Что касается российской идентификации термина «мегаполис», то стоит упомянуть о том, определение ООН о количестве населения не используется. «Мегаполис» в России – это крупный город с населением свыше 1 миллиона человек. Вероятнее всего, данная трактовка объясняется демографической ситуацией в стране. Дети, рожденные в крупных городах-мегаполисах, с самого младенчества включены в особые условия и, безусловно, чувствуют на себе влияние большого города. По причине расширенной территории города в каждом районе возникают свои социальные и культурные особенности, прямо или косвенно воздействующие на формирование личностных особенностей ребенка. Помимо отличий в условиях жизни и нормах поведения в определенных районах, существует проблема переселения в мегаполисы из других городов (внутренняя миграция). В итоге, в школьном классе практически у каждого ребенка свое представление о поведении в социуме вследствие его воспитания в соответствии с нормами той или иной мезосреды. Несмотря на то, что город является агентом социализации, он также способен быть фактором противоположного процесса – антисоциализации. Наиболее вероятно, что в крупных городах ребенок начнет проявлять признаки девиантного поведения. В городах-мегаполисах чаще происходят криминальные действия: употребление наркотических и алкогольных веществ, кражи, убийства, формирование группировок. Мобильность – один из побочных продуктов влияния городской среды на человека. А.В. Мудрик под мобильностью понимает потребность человека получать новую информацию, причем объем получаемой информации возрастает. В настоящее время информацию зачастую дети получает из различных Интернет-источников. У этого явления есть недостаток, сказывающийся на мышлении людей, - маленький ребенок в силу слаборазвитой критичности ума усваивает недостоверную или цензурированную информацию, и в дальнейшей жизни перестает анализировать сведения через призму критичности, если при обучении и воспитании в нем не развивали эту способность. [4] Однако Лебедева Е.В. отмечает положительные стороны развития цифрового пространства в крупных городах: реализуется принцип гибкого образования в течение всей жизни человека. [3] Верещагина А. В., Бандурин А. П. и Самыгин С. И считают, что городской стиль жизни, а особенно - темп работы, приводит к недостатку времени, которое родители должны отводить на взаимодействие со своими детьми. В современном мире данная проблема решается компенсацией дистанционным общением, то есть, через Интернет и мобильную связь, что в свою очередь, приводит к неограниченному использованию ребёнком технических средств, способных оказать негативное влияние. [2] Ребенок, проживающий в крупном городе, ежедневно сталкивается с незнакомыми ему людьми. Отрешение от них, как от таких же людей, иначе говоря, игнорирование, приводит в автономизации ребенка с малых лет. Он как бы числится в обществе и чувствует в нем потребность, но большое скопление людей не распознает как социум, а скорее уж как некий механизм, толпу. В мегаполисах наиболее ярко выражен процесс глобализации, сопровождающийся либерализацией во всех сферах общественной жизни. И в настоящее время мы замечаем, что дети знают, что они индивидуальны, никто не может посягнуть на их «Я». В силу этой специфики педагоги ориентируются на большее развитие индивидуальных способностей, а в больших городах все больше возникает потребность во взращивании неэгоцентричной всесторонне развитой личности. В условиях города-мегаполиса социализация проходит в соответствии с требованиями развивающегося общества, а также в соответствии с условными «побочными эффектами» глобализации и информатизации. Дети и подростки адаптируются к социуму с определёнными особенностями: рано автономизируются от родителей, ежедневно сталкиваются с особыми нормами и ценностями различных социальных групп и частично перенимают их, а также ощущают острую необходимость в индивидуализации.
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4
Ссылка для цитирования:
Марихин С.В., Терещенко А.В., Паничева Э.А. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДАХ-МЕГАПОЛИСАХ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 532 - 537. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10417 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*