'
Апаликова Д.Д.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ *
Аннотация:
исследование, проведенное автором, направлено на определение причин различий в осознании и усвоении ценностных категорий старшеклассниками из разных типов школ (светских и православных). Автор выделяет ряд факторов, влияющих на эти различия, таких как изменение социально-экономических условий, семейное воспитание, образовательная система школы, детские субкультурные традиции и влияние средств массовой информации. Практическое значение исследования заключается в поиске методов и подходов, позволяющих изучить освоение духовно-нравственных ценностей у современных старшеклассников. В результате исследования было выявлено общее признание таких ценностей, как честь, личностное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг. Однако было сделано обнаружение различий в понимании понятий человеколюбия, воли и веры в добро. Кроме того, установлено, что некоторые учащиеся современных светских школ не признают и не понимают эти нравственные критерии, и что они исключают их из своих ценностных ориентиров.
Ключевые слова:
моральные ценности, нравственное воспитание, старшие подростки.
Замечено, что в последние годы духовно-нравственная культура современного общества, особенно у его молодого поколения, испытывает активный спад. Отсутствие моральных принципов и ценностей, низкий уровень общественной этики, эгоистичный подход и обособление от общности, кризис семейных ценностей, ухудшение патриотического воспитания приводят к тому, что многие современные подростки оказываются в опасной социальной ситуации. Сейчас модны примитивный юмор, использование грубого языка и открытое хамство, популяризация быстрого обогащения и физической силы без необходимости серьезного интеллектуального и эмоционального труда. Возникают противоречия и непонимание между поколениями, а связь между ними ослабевает. В распоряжении Правительства Российской Федерации указывается, что воспитание молодежи в РФ до 2025 года основывается на традиционных духовно-нравственных ценностях страны [6]. Верой в добро, человеколюбием, справедливостью и другими ценностями должны руководствоваться граждане России по отношению к себе, своей семье и Отечеству. Анализ практики воспитания молодежи показывает, что эффективное организация образовательно-воспитательного процесса невозможна без изучения системы нравственных ценностей молодежи, по которым они руководствуются в своей жизни. Незнание и непонимание учителями духовных аспектов молодежи, а также отсутствие умения учитывать формирование личности в педагогической работе препятствуют эффективному воспитательному процессу и вызывают отвержение со стороны молодых людей к общественным нормам и моральным законам.
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 4
Ссылка для цитирования:
Апаликова Д.Д. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник науки №10 (67) том 4. С. 130 - 141. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10352 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*