'
Панченко Е.А.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ *
Аннотация:
в статье рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Проведен анализ уровня аварийности за период с 2018 г. по 2022 г. Особое внимание уделено применению современных технических средств, обеспечивающих безопасность на железнодорожных переездах. Приведены примеры положительного опыта, применяемые на российских и зарубежных железных дорогах. Сделан акцент на профилактике правонарушений при пересечении железнодорожных переездов
Ключевые слова:
железнодорожный переезд, автоматическая переездная сигнализация, спутниковые технологии Глонасс, гравитационное устройство обнаружения препятствий, настил с изменяемым сопротивлением, аудиовизуальные средства предупреждения
УДК 625.161.4
Панченко Е.А.
студент 3 курса, группа СО231АТС
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Хабаровск, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ
Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Проведен анализ уровня аварийности за период с 2018 г. по 2022 г. Особое внимание уделено применению современных технических средств, обеспечивающих безопасность на железнодорожных переездах. Приведены примеры положительного опыта, применяемые на российских и зарубежных железных дорогах. Сделан акцент на профилактике правонарушений при пересечении железнодорожных переездов.
Ключевые слова: железнодорожный переезд, автоматическая переездная сигнализация, спутниковые технологии Глонасс, гравитационное устройство обнаружения препятствий, настил с изменяемым сопротивлением, аудиовизуальные средства предупреждения.
Пересечения железнодорожных путей и автодорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети. Одна из ключевых задач современности – принятие различных мер по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах. Обеспечение безопасности на переездах осуществляется с помощью автоматической переездной сигнализации, состав которой зависит от его месторасположения. Например, регулируемый переезд оснащается автоматической светофорной сигнализацией, шлагбаумом, устройством заграждения переезда [1]. На переездах с высокоскоростным движением устанавливают противотаранные устройства, которые полностью перекрывают проезжую часть. Они способны остановить транспортное средство массой до 20 тонн. Такими устройствами в России оборудовано более 73-х переездов. Для передачи машинисту информации об аварийной ситуации на переезде используется заградительная сигнализация [2].
Однако, несмотря на все перечисленные выше меры, уровень аварийности на железнодорожных переездах в России остаётся достаточно высоким. На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая количество аварий, зарегистрированных на железнодорожных переездах нашей страны за период с 2018 по 2022 год [5]. Основные причины ДТП на переездах: недисциплинированность и невнимательность водителей; наличие переездов без дежурного работника; недостаточное оснащение или выход из строя переездной сигнализации; сложные климатические условия (туман, снегопад, плохая видимость) [3].
Рисунок 1 Количество аварий на ж/д переездах РФ с 2018 по 2022 год
Проблема обеспечения безопасности движения на переездах осложняется тем, что в современных реалиях необходимо увеличить пропускную способность через переезд, так как растёт количество автотранспорта, но при этом следует сохранить скорость подвижного состава [3].
Традиционными подходами в решении этих проблем являются следующие [7]:
Эти методы эффективны и дают положительные результаты, но требуют больших капитальных вложений и сроков реализации. Кроме того, не всегда возможно построить разноуровневую развязку из-за особенностей рельефа местности. А такое кардинальное решение, как закрытие переезда весьма непопулярная мера, так как водители с трудом отказываются от привычных маршрутов, которые становятся длиннее, чем раньше. Поэтому упор нужно делать на современные технические средства. Проанализировав предложения российских инженеров и опыт других стран, выделим наиболее перспективные идеи:
Система позволяет в режиме реального времени контролировать на переездах исправность ламп, занятость рельсовой цепи, наличие напряжения питания и другие параметры, влияющие на безопасность движения [4]. Такие опытные образцы сейчас установлены на некоторых переездах смоленского отделения Московской железной дороги.
На переездах без дежурного работника основной проблемой является своевременное оповещение машиниста о нештатной ситуации на переезде. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может служить гравитационный датчик, установленный под платформу на переезде. После срабатывания АПС датчик активируется. Если автомобиль, нарушая ПДД, въезжает на переезд, датчик срабатывает и посылает сигнал на устройство управления включением заградительных светофоров. При поступлении такого сигнала непрерывно в течение 30 секунд заградительный светофор перейдёт в запрещающее положение [4].
Эта технология предотвращает выезд транспортных средств на переезд во время его закрытия. Для этого участок дороги перед переездом покрывают специальным настилом, состоящим из большого числа роликов. Во время срабатывания автоматической переездной сигнализации при въезде автомобиля на настил под действием силы тяжести срабатывает механический датчик, который замыкает цепь и воздействует на блокирующий привод. Привод освобождает ролики, которые начинают вращаться и мешают дальнейшему движению автомобиля, то есть машина просто не может ехать дальше [4]. На рисунке 2 изображено устройство блокировки роликов: 1 - ролики; 2 – блокирующая колодка; 3 – привод.
Рисунок 2 Устройство блокировки роликов (вид сбоку)
Эффективным средством предупреждения водителей о приближении к переезду, особенно в условиях плохой видимости, является нанесение дорожной разметки, информирующей о наличии переезда. Данное решение широко применяется в США [6].
На Забайкальской железной дороге предложили использовать 3D-разметку: в тёмное время суток перед переездом ярко светится красная стоп-линия, которую видно издалека. На некоторых переездах начали устанавливать светодиодное табло с цифровым оповещением об оставшемся времени до закрытия переезда. Табло начинает работать за 10 секунд до включения сигнализации и позволяет водителям скорректировать скорость [5].
Положительные результаты приносит нанесение шумовых полос со световозвращателями на автодорогу перед железнодорожным переездом [1]. В республике Беларусь при срабатывании автоматической переездной сигнализации включается звуковой сигнал, имитирующий шум мчащегося поезда. При этом громкий голос из динамика каждые 10 секунд предупреждает водителей: «Внимание! Переезд закрыт! Пропусти поезд!» Расчёт делается на сильное психологическое воздействие [6].
В заключение отметим, что любые современные технические средства не дадут желаемого результата до тех пор, пока люди будут нарушать ПДД и рисковать собственными жизнями. Поэтому компания РЖД уделяет большое внимание профилактической работе. Получил популярность интерактивный проект «Глазами машиниста» - акция, в которой может принять участие любой желающий. С помощью тренажёра люди могут почувствовать себя машинистом и оценить нештатные ситуации на переезде [5].
Таким образом, были проанализированы статистические данные о количестве ДТП на железнодорожных переездах, выявлены основные причины аварий, приведены наиболее перспективные идеи применения современных технических средств обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Реализация предложенных мероприятий в совокупности с профилактическими акциями повысит уровень безопасности дорожного движения в зоне железнодорожных переездов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 2
Ссылка для цитирования:
Панченко Е.А. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ // Вестник науки №10 (67) том 2. С. 279 - 285. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10212 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*