'
Сафина Г.Р.
ФОРМЫ И ЭТАПЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются формы и этапы межведомственного взаимодействия при проведении реабилитационных мероприятий с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении
Ключевые слова:
межведомственное взаимодействие, реабилитационные мероприятия, семья и дети, находящиеся в социально опасном положении, социальное патронирование, социальное сопровождение
УДК 748.31
Сафина Г.Р.
социальный педагог
Детский дом Приволжского района г. Казани
(г. Казань, Россия)
ФОРМЫ И ЭТАПЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИХСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Аннотация: в статье рассматриваются формы и этапы межведомственного взаимодействия при проведении реабилитационных мероприятий с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении.
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, реабилитационные мероприятия, семья и дети, находящиеся в социально опасном положении, социальное патронирование, социальное сопровождение.
Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлено на объединение их работы для максимально результативного решения поставленных перед ними задач. Такая координация ведется на базе реализуемых мероприятий и на базе регламентирующего законодательства федерального, регионального и местного масштабов. По данным Т.Н. Балашовой и М.С. Власенко, можно выделить ряд видов организации совместной деятельности.
Такой вид совместной деятельности часто имеет два подвида: в первую очередь, это комплексная программа деятельности, определенная на продолжительный период ее реализации, в течение которого собираются данные, опыт по работе с детьми и семьями, оказавшими в положении социальной опасности, и последовательным вступлением новых участников совместной деятельности (осуществление совместных программ социальной реабилитации детей и семей в СОП); во вторую очередь, это кратковременная, единоразовая совместная работа ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (к примеру, изучение условий проживания семьи). При организации работы по данному типу, ведомство, организующее и курирующее совместную деятельность осуществляющее организацию и координацию совместной работы.
А.А. Гудкова так же добавляет к вышеназванным формам организации совместной деятельности совместный анализ и совместное прогнозирование. Такие виды работы применяются для сбора информации в целях поиска и устранения проблем в формировании профилактической работы с детьми и их семьями, оказавшимися в положении социальной опасности. Совместный анализ применяется для межведомственных аналитических выводов на базе которых может осуществить последующее прогнозирование эффективности предупредительной работы с детьми и их семьями, попавшими с СОП. Объединение информации, имеющейся по конкретному вопросу у разных ведомств, осуществляемое членами-ведомствами по совместной деятельности, дает возможность предугадать возникновение новых проблем в семье, в отношении которой реализуется совместная деятельность (к примеру, внутрисемейные конфликты. Полученную совместную информацию целесообразно анализировать тем ведомством, которое осуществляет организацию и координацию совместной деятельности ведомств (КДНиЗП республики, муниципальной КДНиЗП) для получения прогноза возможностей появления событий и формирования наиболее эффективной тактики работы с применением разнообразных профессиональных возможностей.
В ходе формирования совместной деятельности могут использоваться сразу несколько видов такой деятельности.
Этапы межведомственного взаимодействия в Республике Татарстан закреплены законодательно. Так, первым этапом является поиск, сбор документальных данных и регистрация детей и их семей, оказавшихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья. Обязательными условиями для регистрации являются наличие условий детской запущенности, бродяжничества детей, отсутствие воспитания и присмотра со стороны родителей либо не воспитание и присмотр, не отвечающий установленным требованиям, совершение детьми преступлений.
Местные ведомства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют следующим образом:
Отделения/центры социальной помощи семье и детям:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав согласуют работу муниципальной системы социального патронирования детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Условием для постановки на учет ребенка и его семьи является принятое муниципальной КДНиЗП постановление. В соответствие с ним так же в единый банк данных поступает информация о постановке и снятии с учета ребенка и его семьи, о мероприятиях, реализуемых ведомствами в рамках социального патронирования, об архивации данных на ребенка и семью.
В случае, когда по результатам рассмотрения ситуации в семье с детьми, определяется, что она не находится в социально опасном положении, КДНиЗП дает поручение соответствующему субъекту профилактики в соответствии с компетенцией для оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
На запланированных и/или внеплановых совещаниях КДНиЗП ведется обсуждение и анализ различных аспектов работы системы совместной деятельности в ходе муниципального социального патронирования детей и их семей, попавших в СОП. Рассматриваются поэтапно итоги реализации ИПР.
Муниципальное КДНиЗП ежемесячно осуществляет формирование карты «социального риска» своей территории с целью изучения их и анализа на совещаниях КДНиЗП.
Блок-схема учета и мониторинга несовершеннолетних, находящихся в СОП, и их семей в РТ представлена в приложении.
Практическое межведомственное взаимодействие, осуществляемое в рамках закона, в случае принятия участия в нем творческих и заинтересованных сотрудников рождает инновационные виды работ и совместной деятельности. При этом применяются самые последние достижения педагогических, психологических, криминологических наук, теории социальной работы и проч. Так, к примеру, общеобразовательная школа может реализовывать мероприятия совместно:
1) с органами исполнительной и представительной власти:
2) с комиссиями по совместной деятельности;
3) с общественными организациями;
4) со СМИ.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своих обязанностей должны сразу же сообщать в:
1) прокуратуру − о нарушенных правах и свободах детей;
2) КДНиЗП – об обнаруженных нарушениях прав детей на образование, труд, отдых, место проживания и прочих прав, а помимо этого о выявленных недостатках в работе организаций, мешающих профилактике детской запущенности и детской преступности;
3) опеку и попечительство – об обнаруженных детях, оказавшихся без опеки родителей либо лиц их заменяющих, или находящихся в СОП;
4) управление соцзащиты – об обнаруженных детях, которым необходима государственная помощь в связи запущенностью и отсутствием родительского присмотра, а помимо этого об обнаружении ребенка или семьи, оказавшихся в положении социальной опасности;
5) ОВД – об обнаружении родителей, которые проявляют моральное или физическое насилие в отношении детей и (или) привлекающих их к совершению преступной деятельности, либо осуществляющих по отношению к своим детям прочие противоправные действия; о детях − преступниках;
6) управление здравоохранения – об обнаружении детей, которым необходимо лечение и обследование по состоянию здоровья из-за алкоголизма, наркомании или таксикомании;
7) управление образования – об обнаружении детей, сбежавших из детских домов, школ-интернатов и проч., либо тех детей, которые не посещают школы, детские сады без уважительных причин, которым необходима государственная помощь;
8) орган по делам молодежи – об обнаружении детей, попавших в условия, ухудшающие качество их жизни и развития, которым необходима помощь в отдыхе и досуге;
9) ЦЗН – об обнаружении детей, находящихся в поиске работы и профориентации.
Таким образом, формами организации межведомственного взаимодействия могут выступать: информационное взаимодействие; межведомственные совещания, рабочие встречи и заседания; межведомственное принятие правил, порядков, регламентов по совместной работе; осуществление совместных межведомственных мероприятий, проверок, проектов, операций и проч.; определение общего направления действий; совместный анализ и прогнозирование деятельности. При этом, одновременно могут быть применены разные формы межведомственного взаимодействия. Этапами межведомственного взаимодействия в Республике Татарстан являются: сбор документов и регистрация ребенка и его семьи в СОП на межведомственном муниципальном учете, открытие на него в информационной системе сигнальной карты; реализация мероприятий в соответствие с ИПР при совместном социальном патронировании, добавление информации об осуществленной деятельности через информационную систему и т.д. Для каждого субъекта взаимодействия прописан алгоритм действий.
Итак, межведомственное взаимодействие объединяет ресурсы, имеющиеся в наличии ведомств, в целях проведения работы по реабилитации детей и их семей в социально опасном положении. Несмотря на достаточно высокую эффективность работы в рамках межведомственного взаимодействия в Республике Татарстан, до настоящего времени со стороны некоторых субъектов профилактики выявляется низкая включенность межведомственного взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1
Ссылка для цитирования:
Сафина Г.Р. ФОРМЫ И ЭТАПЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 253 - 261. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10129 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*