'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  140 просмотров

Змушко А.А.

  


РУМИНАЦИЯ И КОРУМИНАЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются и анализируются особенности формирования, развития и проявления руминации и коруминации у учащихся подросткового возраста. Автор исследования подчеркивает, что употребление подростками психоактивных веществ напрямую оказывает влияние на уровень тревожности, в связи с постоянной рефлексией у детей данного возраста   

Ключевые слова:
депрессия, коруминация, подростки, психоактивные вещества, рефлексия, руминация, стресс, тревожность   


УДК 159

Змушко А.А.

аспирант

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

(г. Гомель, Республика Беларусь)

 

РУМИНАЦИЯ И КОРУМИНАЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются и анализируются особенности формирования, развития и проявления руминации и коруминации у учащихся подросткового возраста. Автор исследования подчеркивает, что употребление подростками психоактивных веществ напрямую оказывает влияние на уровень тревожности, в связи с постоянной рефлексией у детей данного возраста.  

 

Ключевые слова: депрессия, коруминация, подростки, психоактивные вещества, рефлексия, руминация, стресс, тревожность.

 

Введение

Изучение руминации и коруминации у подростков является актуальной темой, так как эти психологические процессы имеют значительное влияние на их психическое здоровье и социальную адаптацию [1]. Так, исследование специфики руминации у подростков помогает понять механизмы, лежащие в основе этих проблем, и разработать эффективные стратегии для их предотвращения и лечения. В то же время изучение коруминации у подростков важно для понимания динамики и последствий этого процесса. Это позволяет выявить факторы, которые способствуют здоровой коруминации и предотвращают развитие негативных последствий. Кроме того, исследование особенностей коруминации может помочь разработать программы и учебный план, направленный на развитие эмоциональной интеллектности и эффективное общение у подростков [2].

Большое количество исследователей обращали внимание на специфику тревожности, руминации и коруминации и обучающихся различных возрастов. Так, таких авторы, как Л. В. Сорокина, Н. В. Окорочкова, Е. А. Емельянова рассматривали характерные особенности тревожности школьников подросткового возраста, а также возможности ее преодоления.

Цель работы заключается в анализе и выявлении специфики тревожности руминации и коруминации в подростковом возрасте.

 

Теоретическая часть

В первую очередь, необходимо дать определения терминам «руминация» и «коруминация». Руминация – это патологический процесс, характеризующийся повторным и непрерывным обдумыванием, переживанием и анализом негативных или стрессовых событий, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Люди, страдающие руминацией, часто застревают в круговых мыслях, повторяют одни и те же мысли и события, не находят способов решить проблемы или избавиться от негативных эмоций. Это может приводить к ухудшению психического состояния, развитию тревожности, депрессии и других психических расстройств. Руминация является малопродуктивным способом обработки информации и эмоций, поэтому важно осознать и контролировать этот процесс, чтобы сохранить психическое здоровье и благополучие [3].

Существуют разные проявления руминации, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них –повторение негативных мыслей в уме. Это может быть постоянное возвращение к ситуации, которая вызывает беспокойство или грусть, и мы не можем отпустить ее из своей головы. Другой вид руминации – это анализирование и размышление о прошлых событиях. Человек в такой ситуации все время возвращается к тому, что произошло, пытаясь найти ответы на вопросы «почему» и «как». Еще один вид руминации – самообвинение и самокритика. В данной случае индивид постоянно обвиняет себя в прошлых ошибках и неудачах, усугубляя свое состояние. И наконец, есть руминация, связанная с тревожными предсказаниями о будущем [4]. В такой ситуации индивид постоянно переживает и думает о том, что может пойти не так и какие проблемы могут возникнуть. Все эти варианты проявления руминации могут быть вредными для психического здоровья и благополучия человека. Они могут поддерживать и усиливать негативное состояние, а также мешать сосредоточиться на настоящем и двигаться вперед [5].

Коруминация, в свою очередь, является типом поведения, который положительно коррелирует как с размышлениями, так и с самооткровением, и связано с историей тревоги, потому что коруминация может усиливать беспокойства о том, будут ли проблемы решены, о негативных последствиях проблем и депрессивных диагнозах из-за постоянного негативного фокуса на проблемных темах, вместо решения проблемы. Однако коруминация также тесно связано с качественными дружескими отношениями и близостью [6].

Одной из основных причин руминации является стремление к саморегуляции и попытка разобраться в ситуации. Человек, столкнувшийся с негативным событием или эмоцией, может начать рассматривать его с разных сторон, анализировать и искать способы решения проблемы. Однако, если этот процесс не контролируется и продолжается длительное время, он может стать бесплодным и привести к ухудшению психического состояния [7].

Коруминация, в свою очередь, может возникать из-за эмпатии и сочувствия к другим людям. Когда мы видим, что кто-то из наших близких или друзей испытывает негативные эмоции или сталкивается с трудностями, мы можем начать переживать вместе с ними. Это может быть связано с желанием помочь, поддержать или просто понять их состояние. Однако, если коруминация становится чрезмерной и непродуктивной, она может негативно сказываться на нашем эмоциональном и психическом благополучии [8].

Влияние внешних факторов также играет значительную роль в формировании руминации и коруминации. Например, социальные медиа и постоянный доступ к информации могут способствовать повторному обсуждению и переживанию негативных событий. Бесконечные новости, сообщения и комментарии могут поддерживать цикл руминации и коруминации, усиливая негативные эмоции и затрудняя их преодоление [9].

Последствия формирования руминации и коруминации могут быть серьезными. Индивид, у которого наблюдается руминация, становится зацикленным на своих проблемах и не видит пути к их решению. Он может испытывать постоянную тревогу, беспокойство и пессимизм, что в конечном итоге может привести к развитию депрессии. Индивид, у которого была выявлена коруминация, в свою очередь, может страдать от излишней эмоциональной нагрузки и утомляться от постоянного участия в чужих проблемах [10].

Для предотвращения негативных последствий руминации и коруминации необходимо осознавать свои мысли и эмоции, а также научиться обращаться за поддержкой к доверенным людям, которые смогут помочь найти решения проблем. Важно также научиться отпускать негативные мысли и фокусироваться на позитивных аспектах жизни [11].

Формирование руминации в подростковом возрасте имеет свои особенности, связанные с переживаемыми изменениями и вызовами этого периода. Подростковый возраст – это период в жизни человека, наступающий после детства и предшествующий взрослому возрасту. Обычно он начинается примерно в 11-13 лет и продолжается до 15-17 лет (но, согласно некоторым классификациям, он может продлеваться и до 18-20 лет). В этот период происходят значительные физические, эмоциональные и психологические изменения, связанные с половым созреванием и формированием личности. Подростки часто выражают стремление к независимости, экспериментируют с новыми идеями и сталкиваются с различными вызовами, такими как установление социальных связей, поиск своего места в обществе и определение своих ценностей. Важным аспектом подросткового возраста является также образование и развитие навыков, которые будут полезны в будущей взрослой жизни [12].

Подростки сталкиваются с новыми социальными, эмоциональными и когнитивными требованиями, которые могут привести к усилению руминации. Одна из причин этого заключается в том, что подростки начинают осознавать свои собственные мысли и эмоции более глубоко, что может привести к частому обдумыванию проблем и негативных событий. Кроме того, подростки часто испытывают стресс и неопределенность, связанные с построением своей личности и общением с окружающими. В результате, они могут склоняться к рассуждениям о прошлых событиях или будущих переживаниях, пытаясь разобраться в своих эмоциях и принять решения. Это может привести к застойному мышлению и усилению негативных эмоций. Кроме того, социальное сравнение и желание соответствовать общепринятым стандартам могут также стимулировать руминацию, поскольку подростки могут непрерывно анализировать свои действия и внешность, сравнивая себя с другими. Все эти факторы вместе способствуют формированию руминации в подростковом возрасте, что может иметь отрицательные последствия для их эмоционального и психологического благополучия [13].

У подростков руминация может возникать из-за различных факторов, которые влияют на их эмоциональное и психологическое состояние. В частности, сегодня исследователи выделяют следующие:

  1. Стресс и травмы: Подростки, которые пережили стрессовые ситуации или травмы, могут начать руминировать о своих эмоциональных реакциях и последствиях этих событий. Например, подросток, который был избит в школе, может постоянно возвращаться к этому событию и размышлять о своей роли в нем или о том, как это повлияет на его будущие отношения.
  2. Низкое самооценка: Подростки с низкой самооценкой часто склонны к руминации. Они могут постоянно обдумывать свои недостатки, ошибки и неудачи, что приводит к циклу негативных мыслей и эмоций.
  3. Социальное сравнение: Подростки часто сравнивают себя с другими и руминируют о своих недостатках и недостатках в сравнении с другими. Например, подросток может регулярно думать о том, какие у него есть недостатки по сравнению со своими друзьями или одноклассниками.
  4. Перфекционизм: Подростки, которые стремятся к идеалам и постоянно ставят перед собой высокие стандарты, могут начать руминировать о своих неудачах и несовершенствах. Они могут бесконечно анализировать свои ошибки и пытаться найти способы улучшить себя.
  5. Негативный образ жизни: Подростки, которые испытывают много негативных эмоций или находятся в токсической среде, могут начать руминировать о своих проблемах и трудностях. Например, подросток, живущий в дисфункциональной семье или страдающий от депрессии, может постоянно размышлять о своей несчастной жизни.
  6. Недостаточные навыки регуляции эмоций: Подростки, которые не умеют эффективно управлять своими эмоциями, могут стать подвержены руминации. Они могут не знать, как выразить свои чувства или как справиться с негативными мыслями, поэтому они могут оставаться в петле руминации.

Все эти факторы могут взаимодействовать между собой и усиливать руминацию у подростков. Важно помнить, что руминация может иметь отрицательные последствия для психического здоровья подростков, поэтому важно обратиться за помощью профессионала, если руминация становится проблемой.

Одним из таких факторов, безусловно, являются психоактивные вещества, такие как алкоголь, наркотики и табак, которые могут оказывать влияние на развитие руминации. Взаимосвязь между психоактивными веществами и развитием руминации может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, психоактивные вещества могут изменять химический баланс в мозгу, влияя на нейрохимические системы, отвечающие за регуляцию настроения и эмоций. Например, алкоголь может увеличить уровень депрессивных настроений, а наркотики могут вызывать чувство тревоги или паранойи. Эти изменения могут способствовать появлению негативных мыслей и усилить руминацию.

Во-вторых, психоактивные вещества могут оказывать влияние на когнитивные процессы, такие как внимание и концентрация. Неконтролируемое потребление психоактивных веществ может привести к расстройствам внимания и затруднениям с мышлением, что может способствовать появлению руминации. Человек, употребляющий психоактивные вещества, может теряться в своих негативных мыслях и неспособен переключиться на более конструктивные или позитивные мысли.

В-третьих, психоактивные вещества могут изменять настроение и эмоциональное состояние человека. Например, алкоголь может вызывать эйфорию или снижение тревожности, что может быть привлекательным для тех, кто страдает от руминации и хочет временно избавиться от негативных мыслей. Однако, после окончания эффекта психоактивного вещества, руминация может вернуться еще более интенсивной формой.

Наконец, психоактивные вещества могут оказывать влияние на функционирование сна и отдыха. Нарушения сна и беспокойство могут быть связаны с употреблением психоактивных веществ, что в свою очередь может усилить руминацию. Недостаток сна и повышенная тревожность могут привести к усилению негативных мыслей и увеличению времени, проводимого в руминации.

Взаимосвязь между психоактивными веществами и развитием коруминации также может быть сложной и многофакторной. Одним из возможных механизмов, связанных с развитием коруминации при употреблении психоактивных веществ, является изменение химического баланса в мозге. Некоторые психоактивные вещества могут влиять на уровень нейротрансмиттеров, таких как дофамин, серотонин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), которые регулируют настроение и поведение. Нарушение баланса этих нейротрансмиттеров может привести к развитию психических расстройств, включая коруминацию.

Кроме того, некоторые психоактивные вещества могут вызывать изменения в структуре и функционировании мозга. Например, употребление наркотиков может привести к повреждению нейронов и снижению активности определенных областей мозга, что может быть связано с развитием коруминации. Также важно отметить, что психоактивные вещества могут вызывать психическую зависимость. Зависимость от психоактивных веществ может привести к хроническому и непрерывному употреблению, что в свою очередь может способствовать развитию коруминации.

 Таким образом, необходимо подчеркнуть, что психоактивные вещества могут оказывать прямое воздействие на психологические особенности подростка. Это, в свою очередь, говорит о том, что их употребление напрямую связано с развитием руминации и коруминации у детей подросткового возраста.

Предотвращение руминации и коруминации в подростковом возрасте имеет свои специфические особенности, требующие учета развивающихся когнитивных и эмоциональных возможностей подростков. Важным аспектом является создание поддерживающей и безусловно приемлющей атмосферы, где подростки могут открыто выражать свои эмоции и мысли. Открытый диалог и эмпатическое слушание помогают им осознавать свои эмоции и разобраться в том, что происходит внутри них. Дополнительно, важно научить подростков управлять своими мыслями и переключать внимание на более позитивные и конструктивные аспекты жизни. Развитие навыков медитации и осознанности может помочь им сосредоточиться на текущем моменте и избежать зацикливания на прошлом. Также, важно побуждать подростков к активной физической активности и занятиям хобби, чтобы помочь им отвлечься от негативных мыслей и эмоций [14].

Работа психолога в данном случае играет очень весомую роль и начинается с тщательной оценки и диагностики состояния подростка. Психолог проводит беседы с подростком и его родителями, чтобы понять основные проблемы и источники руминации и коруминации. Затем психолог разрабатывает индивидуальный план работы, который будет направлен на снижение депрессии и улучшение психического состояния подростка [15].

Одним из основных методов работы с подростками, страдающими от руминации и коруминации, является когнитивно-поведенческая терапия. Психолог помогает подростку осознать и изменить негативные мышления и установки, которые лежат в основе руминации и коруминации. С помощью различных техник и упражнений психолог помогает подростку научиться замечать и преодолевать руминационные и коруминационные мысли, а также развивать позитивные стратегии решения проблем. Кроме того, психолог может использовать другие методы работы, такие как арт-терапия, музыкотерапия или игровая терапия. Эти методы позволяют подростку выразить свои эмоции и переживания через нетрадиционные формы выражения [16].

Важной частью работы психолога с подростками является также работа с родителями. Психолог помогает родителям понять особенности поведения индивида и научиться поддерживать своего ребенка. Родители могут получить советы и инструкции о том, как общаться с подростком, как помочь ему справиться с руминацией и коруминацией и как создать поддерживающую и безопасную среду [17].

Это говорит о том, что работа психолога с подростками, у которых была выявлена руминация, а также коруминация, требует терпения, эмпатии и профессиональных навыков. Психолог должен быть готов к работе с различными видами руминации и коруминации и уметь адаптировать свои методы к индивидуальным потребностям каждого подростка [18]. Однако, благодаря этой работе, психолог может помочь подростку преодолеть проблемы и вернуть ему радость жизни и уверенность в себе.

Одним из способов предотвращения развития руминации и коруминации у таких подростков является обеспечение поддержки и понимания. Важно создать безопасную и поддерживающую среду, где подросток может выразить свои эмоции и проблемы без страха отрицательного суждения. Родители и близкие люди должны быть готовы выслушать подростка, поддержать его эмоционально и помочь найти конструктивные способы решения проблем.

Другой способ – научить подростка эффективным стратегиям справляться с негативными эмоциями. Это может включать в себя различные методы релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или йога. Также полезно научить подростка практиковать позитивное мышление и переоценку негативных событий. Например, помочь ему осознать, что неудачи или трудности – это не конец света, а возможность для роста и развития.

Важно также помочь подростку развить здоровые способы занять себя и наслаждаться жизнью без использования наркотиков. Можно поощрять увлечения, которые приносят радость и удовлетворение, такие как спорт, творчество или волонтёрская деятельность. Подросток должен видеть, что есть другие способы получения удовольствия и испытания положительных эмоций.

Также важно обратить внимание на физическое здоровье подростка. Регулярная физическая активность и правильное питание могут помочь снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие. Организация режима дня с достаточным временем для отдыха и сна также может помочь предотвратить развитие руминации и коруминации.

Наконец, необходимо обратиться за помощью к профессионалам, если руминация и коруминация становятся серьезной проблемой и препятствует нормальному функционированию подростка. Психолог или психотерапевт сможет помочь разобраться в причинах руминации и коруминации, и, соответственно, научить подростка эффективным стратегиям, которые позволяют справляться с ними.

Естественно, что и работа с родителями играет важную роль в предотвращении развития руминации и коруминации у подростков, употребляющих психоактивные вещества. Родители являются первыми и основными ролевыми моделями для своих детей, их влияние на подростковский мозг и эмоциональное состояние невозможно недооценить. Одной из задач родителей является создание поддерживающей и безопасной среды, где подросток может открыто обсуждать свои проблемы и эмоции. Важно установить отношения доверия и понимания, чтобы подросток чувствовал себя комфортно в разговоре о своих проблемах с родителями. Родители также должны быть информированы о психоактивных веществах и их последствиях, чтобы иметь возможность предоставить своим детям достоверную информацию и помощь в принятии осознанных решений. Кроме того, родители должны быть готовы к обсуждению трудных тем, таких как употребление психоактивных веществ, и быть готовыми предоставить свою поддержку и помощь в случае необходимости. Работа с родителями может также включать обучение навыкам эмоционального регулирования, управлению стрессом и развитию здоровых механизмов, позволяющих справиться с проблемами. В целом, работа с родителями является важным компонентом в поддержке подростков, употребляющих психоактивные вещества, и помогает предотвратить развитие руминации и коруминации.

Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что предотвращение развития руминации и коруминации у подростков, употребляющих психоактивные вещества, требует комплексного подхода, включающего понимание, поддержку, обучение эффективным стратегиям работы со своими с эмоциями, здоровый образ жизни и при необходимости профессиональную помощь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Коваленко С. В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования // Преподаватель ХХI век. 2010. №1. С. 189-192.
  2. Малютина О. П., Титова А. С., Мишурова А. А. Связь агрессивности школьников с уровнем личностной тревожности // МНИЖ. 2022. №2-2 (116). С. 171-174.
  3. Труевцев Д. В., Сагалакова О. А. Руминации в контексте метакогниций, неадаптивных схем и психической ригидности // Известия АлтГУ. 2011. №2-2. С. 69-72.
  4. Жердева Л. А. Влияние тревожности на успеваемость школьников // Проблемы Науки. 2021. №5-1 (162). С. 97-99.
  5. Сорокина Л. В. Динамика уровня тревожности у школьников в 5-10 классах // Вестник ТГУ. 2001. №4. С. 27-28.
  6. Политика О. И., Нагуманова Э. Р., Асафьева Н. В. Возрастная динамика тревожности у школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. С. 357-362.
  7. Емельянова Е. А., Голованова И. А., Лобакова К. В. Проявление тревожности у школьников при переходе в основную школу // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №4. С. 1-13.
  8. Воротникова Ю. С., Жалюк В. Р. Музыка как инструмент снижения ситуативной тревожности у подростков // Colloquium-journal. 2021. №7 (94). С. 33-36.
  9. Сманов Д. А. Когнитивный компонент личностной беспомощности // International scientific review. 2018. №1 (40). С. 66-70.
  10. Гришутина М. М., Костенко В. Ю. Возможное и невозможное "я": уточнение конструктов // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. №3. С. 268-279.
  11. Окорочкова Н. В. Изучение уровня тревожности школьников при переходе из начальной школы в среднюю / Н. В. Окорочкова, И. В. Цветков, М. В. Петровская, Б. М. Коган // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. №2 (44). С. 121-131.
  12. Сагалакова О. А. Психологические факторы формирования суицидального поведения при обсессивно-компульсивном и социальном тревожном расстройстве / О. А. Сагалакова, О. В. Жирнова, Д. В. Труевцев, Н. А. Бохан, И. Я. Стоянова, Е. Ю. Брель // Суицидология. 2020. №2 (39). С. 82-100.
  13. Быкова Е. А., Истомина С. В., Квашнина А. С. Половые различия антивитальности в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. №3 (55). С. 121-126.
  14. Марцинковская Т. Д. Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. №3. С. 187-197.
  15. Балашова О. С. Психологические условия преодоления конфликтов в учебном взаимодействии подростков // Вестник науки и творчества. 2020. №6 (54). С. 21-24.
  16. Набокова Е. О., Каунова С. С. Возрастные изменения тревожности и тревоги у школьников 11-14 лет // Евразийский Союз Ученых. 2014. №6-4. С. 126-129.
  17. Вершинина В. В., Данилов С. В. Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований? // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №4. С. 313-320.
  18. Топоркова Е. Г. Психология подростков // Вестник науки. 2018. №8 (8). С. 205-207. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Змушко А.А. РУМИНАЦИЯ И КОРУМИНАЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 236 - 248. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10127 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10127



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.