'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 22

Просмотры  43 просмотров

Шакирова С.Н.

  


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения   

Ключевые слова:
экологическое воспитание, окружающая среда   


УДК 37

Шакирова С.Н.

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 259»

(г. Уфа, Россия)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

 

Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающая среда.

 

Экологическое воспитание - одно из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которого состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года) в статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологического воспитания личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи:

– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

– формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

– знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т. д.

Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.

Можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. А педагогу необходимо постараться довести до родителей необходимость осознанного и правильного отношения к природе, к окружающей среде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Александрова, О.В. Окружающий мир / О.В Александрова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
  2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание/ – 2005. — №7. – с. 10-15
  3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию!»/ О.А. Воронкевич СПб, «Детство– Пресс» 2006.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шакирова С.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 130 - 133. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10109 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10109



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.