'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  30 просмотров

Скуратова Г.В.

  


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в статье анализируется здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях   

Ключевые слова:
здоровье, обучение, образование   


УДК 37

Скуратова Г.В.

инструктор – методист

МБУ ДО «Спортивная школа Чернянского района Белгородской области»

(п. Чернянка, Россия)

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в статье анализируется здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях.

 

Ключевые слова: здоровье, обучение, образование.

 

I. Информация об опыте

  1. Теоретическая интерпретация опыта.

Впервые в стране перестройка образования идет в интересах охраны здоровья обучающихся. Опираясь на результаты научных физиологогигиенических исследований, мы сегодня можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько педагогически грамотно он ведется. Сейчас, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность модернизации. Впервые в стране перестройка образования идет в интересах охраны здоровья обучающихся. Опираясь на результаты научных физиологогигиенических исследований, мы сегодня можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько педагогически грамотно он ведется. Сейчас, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы педагогов, тренеров и медиков.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебно- тренировочного процесса состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение обучающимися основ физической культуры. В целом означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и фиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

 Сущность опыта заключается в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не отступить в пути, человек должен быть обучен».

Новизна опыта проявляется в использовании здоровьесберегающих технологий на различных этапах учебно- тренировочного процесса.

 Результативность. Правильно организованная деятельность на занятиях по здоровьесбережению обучающихся, сохраняет и укрепляет их здоровье, воспитывает потребность в здоровом образе жизни, повышает познавательный интерес к занятиям

Трудоемкость. Работа по сохранению и укреплению здоровья требует времени, контроля в учебно-тренировочной деятельности, воспитания у обучающихся осознанной заботы о своем здоровье, а также работы в системе по данному направлению.

Доступность.     Опыт          может         быть использован        как тренерамипреподавателями так и учителями общеобразовательных школ.

 

  1. Актуальность проблемы педагогического опыта.

Слово «здоровье», как и слово «любовь», «красота», «радость» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949г., которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия – скорее, лозунг, чем работающее понятие. Здоровье обучающихся следует рассматривать, как важнейший элемент качества жизни в контексте образования. Как связаны между собой понятия «образование» и здоровье? Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникацией? Конечно, нет. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

В силу вышеперечисленных причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

Физиологическая,       психологическая и       морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей.

Все это послужило толчком для изучения и использования в учебно-тренировочном процессе здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями я понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:

  • факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические);

                                                                                                                    

  • факты школьной среды – оценка школьных знаний, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований Санитарно-гигиенических правил;
  • организации учебного процесса и режима учебной нагрузки;

 

  • организация и формы здоровьесберегающей деятельности учреждения; - динамика текущей и хронической заболеваемости.

К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые, и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.

Продолжением этой работы являются и рекомендации Министерства образования          Российской          Федерации о        подготовке и       организации здоровьесберегающего образовательного         процесса    в        учреждениях

дополнительного образования

На сегодняшний день в нашей спортивной школе остро стоит проблема сохранения здоровья обучающихся и разработки эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает состояние здоровья. Вопреки применяемым мерам по укреплению здоровья, снижению перегрузки обучающихся, исполнению правил санитарно-эпидемиологического надзора.

Хронические заболевания имеют 23% обучающихся. Некоторые обучающиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.

Данная ситуация прежде всего связана с ухудшением социально-экономического положения жителей микрорайона. Но вместе с тем тренеры преподаватели нашей школы способны повлиять хотя бы на такие показатели, как осанка, зрение, сердечно- сосудистая система обучающихся за счет неукоснительного соблюдения норм санитарно-гигиенического режима, физкультурно-оздоровительных мероприятий, более настойчивой пропаганды среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни и вовлечения детей в спортивные секции, увеличения двигательной активности , предупреждения стрессовых ситуаций, применение психологических тренингов, особой организации учебного процесса, создания благоприятного эмоционального климата , способствующего решению личностных проблем каждого ребенка.

  1. Теоретическая база АПО:

Актуальность    темы здорового   образа        жизни         подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92% выпускников школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

5% взрослого населения страны хронически больны

II. Технология опыта

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, тренеры, учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Поэтому в своей педагогической деятельности наибольшее влияние тренера уделяют здоровью каждого ребенка.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

В течение года я работала над темой

«Здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях».

 В спортивной школе обучаются дети из разных районов нашего поселка, из          семей          разного      социального        и       интеллектуального       уровня. Психофизиологические         особенности        обучающихся,     разные        уровни          их умственных и физических способностей, закономерно требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка неодинаковых условий обучения.

Поэтому передо мной и тренерами встал вопрос, как организовать обучение, чтобы оно осуществлялось на оптимальном уровне трудности и способствовало развитию всех обучающихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных и было направлено на сохранение и укрепление здоровья.

Важность этой проблемы побудила нас начать работу по изучению теоретических и практических аспектов по здоровьесбережению воспитанников. На своих занятиях тренера- преподаватели в целях профилактики использую упражнения для коррекции основных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, ожирение, плоскостопие.

Наша основная идея: Создание и организация условий для физического развития, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В своей работе тренера- преподаватели используют принципы:

  1. Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни.
  2. Развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи осознания и осмысления ребенком их жизненной необходимости для человека.
  3. Интегрированный подход к организации физического воспитания.
  4. Строгий отбор учебного материала.
  5. Формирование устойчивого интереса к спорту.
  6. Постоянный контроль тренера за работой обучающегося.
  7. Индивидуальный подход.

Использование этих принципов обеспечивает активизацию обучающихся, повышение эмоционального восприятия, развития физических способностей, творческой активности. Реализуя эти принципы и чередуя различные приемы, формы и методы обучения: проводят в форме круговой тренировки, интегрированной, используют различные игры, эстафеты, упражнения, соревнования.

Воплощение этих идей в практику приводит к следующим результатам:

 -повышение активности обучающихся;                                                     

 -растет интерес к выбранному виду спорта;

 -становится меньше бездельников, больше увлеченных ребят;

 -учащиеся с отклонениями в здоровье видят необходимость в регулярных занятиях физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня, которые являются профилактическим средством против травм и многих заболеваний, способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитываются таких качества, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Достижение этих целей позволяет решить многие задачи обучения:

обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, умение самостоятельно пополнять знания, применять их в жизни для оздоровления организма.

Любая деятельность человека имеет определенную цель.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ в нашей работеразвитие достаточной двигательной активности обучающихся (использование для этого различных физических упражнений, способствующих профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья у обучающихся), способствующих сохранению и укреплению здоровья на учебно- тренировочных занятиях.

III. Результативность АПО

С целью сохранения и укрепления здоровья школьников, развития потребности в здоровом образе жизни в нашей спортивной школе определены следующие приоритеты:

  • развитие массовых   и       индивидуальных форм          физкультурнооздоровительной       и        спортивной         работы;
  • развитие материальной базы и создание условий для занятий физической культурой и спортом.

По моему мнению, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе, на тренировке и дома дает положительный результат. Поэтому мы ведем пропаганду здорового образа жизни и среди родителей.

Вместе мы обсуждали проблему «Курить или не курить», «Что такое здоровье нации?», часто принимали активное участие родители в спортивных мероприятиях вместе с детьми. На примере родителей дети видели на практике, что значит укрепить здоровье. Такие совместные мероприятия обеспечивают формирование позитивных установок на соблюдение правил: сохрани и укрепи своё здоровье.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Усаков В.И. Спорт для всех: основополагающие принципы его развития: Тез. II Всесоюзн. научн.-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни". Липецк, 1991.
  2. Усаков В.И. Концептуальные основы разработки универсального критерия оценки работы учителя и ученика по физическому воспитанию: Матер. Междунар. научн.-практ. конф. "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях". Улан-Удэ, 1995.
  3. И.В. Чупаха и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Скуратова Г.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 108 - 116. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10106 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10106



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.