'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  60 просмотров

Бузина В.В.

  


ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается основной метод для установления контакта с ребёнком. Особое внимание уделяется этапам работы. Обозначены задачи, которые решаются благодаря игровой деятельности   

Ключевые слова:
расстройство аутистического спектра, стереотипии, игротерапия   


УДК 376.42

Бузина В.В.
педагог-психолог первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа №1
(г. Новосибирск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РЕБЁНКОМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается основной метод для установления контакта с ребёнком.  Особое внимание уделяется этапам работы. Обозначены задачи, которые решаются благодаря игровой деятельности.

 

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, стереотипии, игротерапия.

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) — термин, который используется для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. Характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий).

У данной группы детей наблюдается высокая степень зависимости от семьи и ограничение социальных навыков взаимодействия. Наблюдаются расстройства коммуникации, нежелательное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Ребёнок с аутизмом отгорожен от окружающих, погружен в свой         собственный мир, свои переживания, не стремится к налаживанию межличностных контактов. У него отсутствует выразительная живая мимика, жесты, он не фиксирует взгляд на окружающих, смотрит «сквозь». Зачастую дети с РАС избегают телесных контактов, отстраняются от своих близких. Их обучение считается самым сложным во всем мире направлением коррекционной педагогики.

Прежде всего, у детей с аутизмом является нарушенной коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития характерны следующие общие черты: эхолалии, склонность к словотворчеству, неологизмам, нарушение звукопроизношения, плавности и темпа речи, выраженная стереотипность речи. А главная проблема заключается в малой потребности в общении, трудностях понимания ситуации и восприятии информации, невозможности пользоваться речью и отсутствии живого интереса к окружающему миру.

Первым этапом работы с такими детьми является установление контакта. Основной целью данного этапа является создание положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, установление эмоционального контакта педагога с ребенком, диагностика сформированности речи.  Педагог, используя метод наблюдения, выявляет уровень актуального развития ребенка, собирает анамнестические данные о натальном и постнатальном развитии, выявляет его интересы и склонности. Вся информация фиксируется, анализируются возможности вовлечения ребенка во взаимодействие и сотрудничество. При установлении контакта следует всячески избегать давления на ребёнка и долгого пристального взгляда. Общение должно проходить в спокойных условиях, без лишней суеты, активного навязывания своих предпочтений. Педагогу необходимо постоянно держать себя под контролем, отслеживать изменения в поведении ребенка: нарастание у него аффективного напряжения и тревоги могут привести к скованности в движениях, ухудшению глазного и тактильного контакта, проявлению моторных стереотипий, увеличению общей напряженности. Для того, чтобы изначально удалось привлечь внимание ребенка с РАС, не напугать его, нужно соблюдать пять важных правил:

–     Не говорить громко.

–     Не делать резких движений.

–     Не смотреть пристально в глаза ребенку.

–     Не обращаться прямо к ребенку.

–     Не быть слишком активным и навязчивым.

При достижении заинтересованности ребенка в контакте со взрослым становится возможным прямое общение через совместную деятельность, игру или рисование. Главное в игре – это вовлечь ребёнка в её сюжет, где он самостоятельно может переживать события, радоваться и действовать.

Работа по эмоциональному тонизированию начинается с обеспечения ребенку сенсорных впечатлений. Общему сенсорному удовольствию необходимо придать более сложный игровой смысл. Например, если ребенок начинает раскачиваться, то взрослый, обняв его, должен раскачиваться в такт с ребенком, обыгрывая раскачивание деревьев или качание на качелях. В игре долго обживаются бытовые моменты привычной жизни, они насыщаются деталями, дающими переживание уюта, надежности окружающего мира. Затем в эмоционально обжитую игровую ситуацию необходимо ввести дальнейшее динамическое развитие сюжета. Для установления положительного эмоционального контакта можно проводить следующие игры: «Дорисуем веселое лицо», «Догони меня», «Ку-ку», «Разговор с игрушкой», прослушивание записей различных эмоций, звукоподражаний животных. Залогом результативности обучения в игре является установление контакта педагога с ребёнком.

Второй этап работы - это выработка учебного стереотипа. Цель данного этапа – выработать умение сидеть за столом. Со стороны ребенка скорее всего можно будет наблюдать отторжение и непринятие учебной ситуации, проявление негативизма. Поэтому на начальных этапах достаточно просто привлечь его внимание и удерживать некоторое время для выполнения нескольких манипуляций. На начальных этапах присутствует мама (с ней ребенок чувствует себя в безопасности), но по мере усвоения ребенком навыков, роль присутствия мамы будет постепенно уменьшаться. Занятия должны проводиться в определённое время, в специально организованном месте, с чётким соблюдением всех этапов работы. Важно поддерживать обстановку душевного спокойствия и защищённости.    

Третий этап - установление зрительного контакта и формирование начальных коммуникативных навыков. Начальный этап коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на простые манипуляции с цветом, звуком, светом, обыденными действиями с игрушками. Сначала необходимо выработать фиксацию взора на интересующей картинке, предмете, представляющем наибольшее значение в данный момент. Когда взор скользнет по предъявляемому материалу, вещь отдают ребенку, добавляя инструкцию: «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предлагаемые вещи будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами. На занятиях и в повседневной жизни овладевать ими помогают специально созданные ситуации. Регулярные систематические занятия позволяют сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т.п

Четвертый этап - формирование активного взаимодействия со взрослым, обучение пониманию речи, выполнение инструкций. Важной задачей этого периода является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, воссоздание обновленных контактов ребенка с миром и реконструкция общего хода развития. Поскольку игра является ведущей формой деятельности, то наиболее целесообразным представляется использовать игровую деятельность в качестве основного рычага коррекционной работы. В процессе игровой коррекции решаются следующие задачи: обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой деятельности; вызываются новые активные формы переживаний; развивается система самооценки и самосознания; воспитываются чувства по отношению ко взрослому, сверстникам, самому себе. Как правило, дети с аутизмом любят манипулировать предметами без учета их функционального назначения. При этом основным мотивом выступают привлекательные сенсорные свойства предмета. Стереотипная игра характеризуется отсутствием сюжета, повторяемостью, длительностью, неизменностью. В работе можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние), и тогда она ляжет в основу построения взаимодействия.

Главные особенности стереотипных игр:

  • Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
  • В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
  • Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
  • Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
  • Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей такие игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит   из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же он испытывает видимое удовольствие.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Вникните в структуру стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка.

Взрослый ненавязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, не отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует немало времени и терпения. Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, – единственный адекватный путь для включения его в реальность. Необходимо комментировать чувства и ощущения самого ребенка, а также эмоциональные реакции других людей, сказочных персонажей. Для того, чтобы происходил прогресс в развитии понимания речи, понимание смысла последовательных событий – педагог начинает работу по их смысловому увязыванию, обсуждая сначала отдельные эпизоды, чтобы научить ребёнка понимать логические связи. Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, – предложите ему любимую игру.

Виды сенсорных игр

В процессе игротерапии акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка, включение его в содержание импровизированной сказки. Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся специально организованные сенсорные игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), создающие эмоционально положительный настрой. Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта со взрослым.

Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций полезны игры с крупами («сухие бассейны»): «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Сварим кашу». А также можно использовать различные пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. При этом следует обучить его некоторым навыкам работы с материалами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки.

Очень привлекают внимание детей разнообразные звуки, поэтому взрослые должны учить прислушиваться к ним, организуя игровые ситуации с различными предметами, музыкальными инструментами, звукозаписями: «Послушаем звуки», «Что звучало» и т.п., послушаем звуки – скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; погремим сами.

Не менее актуальными являются игры с красками («Цветная вода»), с водой (переливание, брызгание, мытье игрушек и т.д.), игры с мыльными пузырями, игры со льдом, игры с ритмами (хлопки в ладоши, прыжки, топанье ногами). Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности аутичного ребенка, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

 

Игровая деятельность ребенка с аутизмом – это основной источник его развития. Каждый вид игры решает свою задачу. Стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним, а также она дает возможность переключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Психокоррекционная работа с детьми с РАС требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности и нешаблонного решения педагогических проблем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология, 2008. № 4.
  2. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И. Копытин. СПб.: Речь, 2014.
  3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
  4. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА-терапии // Дефектология, 2014 г. № 2. С. 3–13.
  5. Литвинова Г.В., Зазуленко-Бакланова Н.В. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. 2016. Т. 19. № 3. С.18–39.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. 2008.
  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е. М.: Теревинф, 2014.
  8. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для педагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189с.
  9. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф, 2004. 136с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бузина В.В. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 84 - 92. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10103 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10103



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.