'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  110 просмотров

Белов Ф.А.

  


РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются вопросы, связанные с феноменом наставничества в школьной практике. Затронуты проблемы организации профориентационной работы со школьниками среднего и старшего звена. Отмечена роль наставника в профессиональном самоопределении обучающихся   

Ключевые слова:
наставничество, наставник, профориентация, школьники   


УДК 371

Белов Ф.А.

кандидат педагогических наук, учитель физики,

советник директора по воспитанию и взаимодействию

с детскими общественными объединениями,

МОУ «Лицей прикладных наук им. Д.И. Трубецкова»

(г. Саратов, Россия)

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА

В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье раскрываются вопросы, связанные с феноменом наставничества в школьной практике. Затронуты проблемы организации профориентационной работы со школьниками среднего и старшего звена. Отмечена роль наставника в профессиональном самоопределении обучающихся.

 

Ключевые слова: наставничество, наставник, профориентация, школьники.

 

На современном этапе развития общества образование оказывается одним из показателей успешности и профессионализма личности. В образовательном плане наставничество выступает перспективной технологией, поскольку педагог не просто передает знания, но и отвечает на вызовы времени. Определяя наставничество как процесс передачи знаний и опыта от старшего поколения младшему, отметим, что корни рассматриваемого вопроса уходят в прошлое. В ходе развития человеческого общества, а именно, организации групповой деятельности людей, образ жизни меняется, осваиваются новые профессии, возникает потребность в различии индивидуальных способностей. Наставничество зародилось в рамках человеческого общества и формируется из года в год на протяжении многих поколений. Далеко в прошлом оно носило простейшие формы и реализовывалось в обучении подрастающего поколения, например, охоте или сборе съедобных плодов. Кроме того, в древнем обществе молодые люди получали от наставников не только знания, но и духовное воспитание для развития навыков, например, самодисциплины.

В российском обществе о наставничестве заговорили с середины XIX века, когда в российских гимназиях остро встал вопрос об организации воспитательной работы и была введена должность классного наставника, в функции которого входили основы нравственного воспитания, контроль за учебной деятельностью, работа по социальному поведению. Классный наставник должен был контролировать внешний вид гимназистов, посещение занятий, поведение воспитанников в общественных местах, что собственно, трансформировалось в задачи современного классного руководителя.

С середины XX века в советском обществе актуализировалась потребность в профессиональной подготовки молодежи, наставниками которой выступали люди с богатым жизненным опытом. В системе общеобразовательной школы наставничество реализовывалось как помощь молодому учителю в рамках профессиональной подготовки и индивидуальной стажировки под руководством наставника с целью совершенствования практических навыков и умений [1].

В конце прошлого столетия после изменений государственного устройства в нашей стране, институт наставничества был незначительно востребован. Однако, в последние годы мы видим повышение интереса к воспитательной работе с подрастающим поколением. В этой связи крайне важно возрождение и утверждение института наставничества в частности, в рамках школьного образования.

Обращаясь к заседанию по мониторингу достижений целевых показателей развития страны, которое проходило 23 декабря 2013 года, напомним слова Президента РФ В.В. Путина о необходимости возрождения института наставничества для передачи опыта и конкретных навыков, что положило начало активному развития данного направления. Наставничество является одной из приоритетных тем в национальном проекте «Образование», [2], в ходе реализации которого к 2024 году ожидают, что 40% обучающихся общеобразовательных организаций будут охвачены профориентационными мероприятиями, когда как одним из результатов реализации федерального проекта «Современная школа» обозначена цифра 70%, обозначающая количество школьников, участвующих в различных формах сопровождения и наставничества [3].

Особенно важно усилить роль наставника, в качестве посредника между будущим выпускником школы и внешней средой, по причине несформированной готовности к самостоятельной жизни, принятию решений, а также, зачастую, не понимания куда двигаться дальше [4, с. 7]. В связи с этим актуальной нам кажется проблема роли наставника в профессиональном самоопределении обучающихся, их выборе профиля высшего образования и будущей профессии. Задачей наставника является восполнение образовательного дефицита обучаемого, педагогическая поддержка в преодолении трудностей, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Одним из требований к организации профориентационной работы является непрерывность при переходе из школы в вуз, поскольку отбор выпускников школы, наилучшим образом профориентированных, обеспечивает более эффективный образовательный процесс в вузе. Вопросы профориентационной работы со старшеклассниками интересовали многих ученых. В рамках проводимого исследования мы встречаем научные труды, посвященные проблемам профессиональной ориентации и просвещению учащихся (А.Д. Сазанов, А.Д. Балюк), педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников, педагогическая помощь при принятии решения о выборе профессионального пути и продолжения образования (С.Н. Чистякова, В.И. Блинов), сознательному выбору профессии (Ф.И. Иващенко). Профессиональное самоопределение подрастающего поколения бесспорно является важной задачей, стоящей перед государством и образовательной системой, а также имеет огромное значение для успешной адаптации выпускника в обществе и освоения профессии.

Возвращаясь к вышеупомянутым национальным и федеральным проектам в образовательной сфере, следует отметить, что в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» обучающимся предлагаются актуальные программы дополнительного образования и проекты с целью их ранней профориентации, например, проекты «Билет в будущее» и «Проектория». Задачей проекта «Билет в будущее» является совершенствование существующих практик профориентации при помощи цифровых инструментов, проведение профессиональных проб путем включения школьников в процесс самоопределения. «Проектория», как один из самых крупных профориентационных проектов, ставит цель познакомить учащихся 8-11 классов с перспективными профессиями и достижениями отечественной науки и техники.

С 1 сентября 2023 года Министерство Просвещения РФ во всех школах нашей страны внедрило единую модель профориентационной деятельности, так называемый профминимум, для обучающихся, начиная с шестого класса. Профминимум представляет собой профориентационные мероприятий по семи разным направлениям со школьниками не менее 40 часов за учебный год. Помимо профильного обучения и профориентационного содержания общеобразовательных уроков, интерес представляет цикл занятий «Россия – Мои горизонты», который предполагается проводить каждый четверг. На этих занятиях школьники будут узнавать о перспективных профессиях и специальностях, о современном рынке труда и достижениях в области науки и технологий [5].

Участие наставника в профессиональном самоопределении переносит акцент с развития конкретных качеств в определенной сфере деятельности на готовность обучающегося использовать свои разнообразные качества в решении задач. Это позволит учитывать не только профессионально значимые качества, но и личные качества человека для оценки профпригодности. Дальнейшая ориентация на непрерывное образование и постоянное повышение квалификации делает наставничество сопровождающим всю жизнь человека, особенно в профессиональном росте. Выделяют ряд подходов к наставничеству в профориентационной деятельности. Диагностический подход позволяет выявить склонности и интересы обучающихся, информационный – предоставляет возможность понять ситуацию на рынке труда, личностно-развивающий подход направлен на помощь в осознанном выборе и значимости активной жизненной позиции, погружение – участие в профориентационных мероприятиях, стажировках, профпробах [6, с. 16].

В качестве примера приведем организацию профориентационного мероприятия, которое можно организовать в рамках проведения классного часа с обучающимися 8-9 классов «Первичная профориентация». Целью данного мероприятия является расширить представления школьников о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, подготовить их первые шаги к осознанному профессиональному выбору. В процессе обсуждения, ученикам предлагается выполнить тест Дж. Холланда для определения типа личности, к которому они относятся, и сферы деятельности, в которой смогут работать с большим успехом и энтузиазмом. Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий, важно, не задумываясь, выбрать в  каждой паре ту работу, которая им ближе, например, инженер-технолог или конструктор, электротехник или санитарный врач, и т.д. Оценка результатов проводится по количеству выбранных профессий в той или иной группе, что соответствует той или иной сфере деятельности, например, отдавшие предпочтение профессиям из первой группы, могут выполнять работу, связанную с исполнением чётко поставленных задач, когда как вторая группа связана с непрекращающимся мыслительным процессом и т.д. Обязательным элементом должно стать обсуждение и оценка учениками полученных результатов. В качестве домашнего задания предлагаем написать эссе на тему: «Моя будущая профессия».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в итоге профориентационной работы наставник может ожидать повышение мотивации как к учебной деятельности, так и творческой самостоятельности; формирование навыков управления временем, а также навыков самоконтроля и самооценки; а самое главное успешную социализацию с учетом профессионального самоопределения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Медведев Я.В. Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике // Человек и образование [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018647-6-1 (дата обращения: 29.09.2023).
  2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/plan/
  3. Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/
  4. Блинов В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.
  5. Профориентация [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/career_guidance
  6. Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Овчинникова, Е.А. Афонина, Г.К. Паринова и др. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 40 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Белов Ф.А. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 77 - 83. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10102 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10102



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.