'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  52 просмотров

Ахмадеева Г.И., Биккинин И.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье проанализирован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). Изучение процесса реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере среднего профессионального образования является актуальным с целью соблюдения законности при применении данного инструментария и обеспечения конституционных гарантий на получение образования. Рассмотрены проблемы и пробелы в законодательном регулировании надзора и контроля в сфере среднего профессионального образования   

Ключевые слова:
федеральный закон, образование, среднее профессиональное образование, контроль, надзор   


УДК 37

Ахмадеева Г.И.

магистрант

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(г. Уфа, Россия)

 

Научный руководитель:

Биккинин И.А.

профессор, доктор юридических наук

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(г. Уфа, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье проанализирован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). Изучение процесса реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере среднего профессионального образования является актуальным с целью соблюдения законности при применении данного инструментария и обеспечения конституционных гарантий на получение образования. Рассмотрены проблемы и пробелы в законодательном регулировании надзора и контроля в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: федеральный закон, образование, среднее профессиональное образование, контроль, надзор.

 

Образование является одной из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку выступает одним из факторов экономического и социального развития государства и права. В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатно высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования – составная часть управления системой образования, которая осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные РФ полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, направленная на контроль качества образования, надзор в сфере образования.
 С 1 июля 2021 г. в Российской Федерации начала действовать новая система осуществления контроля (надзора), основу которой составил новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). В новом Федеральном законе № 248-ФЗ акцент сделан на предупреждении нарушений посредством применения контрольными органами широкого спектра полномочий. Выделяется приоритет проведения профилактических мероприятий над контрольными, представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.

Среди основных проблем в новом Федеральном законе можно выделить отсутствие упоминания о необходимости привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушение обязательных требований.
 Так же проблемой является сложность составления правовых актов, и сложность эта заключается в обилии сложных понятий и определений. В целом законодательный акт сложен для восприятия даже специалистами контрольно-надзорной сферы, о неспециалистах (контролируемые лица) говорить не приходится, хотя доступность надзора, задекларированная в качестве одной из основных целей реформы контрольно-надзорной деятельности, должна начинаться с доступности в понимании основного законодательного акта, регламентирующего основы его осуществления. Ясность и доступность прежде всего адресатам нормативного правового акта отмечаются среди основных языковых правил адекватности права. Существует множество отличий в профилактических мероприятиях и контрольно-надзорных процессах, представляющих сложность для понимания лицами, осуществляющих проверки.

Основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий не разделены на плановые и внеплановые, а имеют сплошные перечисления. Собственно, и сами контрольно-надзорные мероприятия, круг которых существенно расширился, не имеют градации на плановые и внеплановые, что не улучшает систему понимания норм Федерального закона.
 В данной статье стоит выделить проблемы процессуального характера. Согласно Федеральному закону № 248-ФЗ составление документов по результатам проверки должно быть осуществлено на месте проверки (на объекте контроля (надзора)), при этом подпись инспектора должна быть электронной, а все подписанные документы должны быть загружены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Таким образом, для составления документов необходима соответствующая техника, надзорные подразделения должны быть оснащены ноутбуком или мобильным устройством. Весьма более рациональным будет являться составление документов в кабинете проверяющего, где есть все соответствующие шаблоны бланков, базы данных, справочные правовые системы для уточнения правовых вопросов, которые вызывают или могут вызвать неоднозначную оценку. Не стоит забывать и о немедленной загрузки документов в Реестр контрольно-надзорных мероприятий, являющийся электронной системой, требующей, помимо паролей и уровней допуска, наличие сети Интернет, которая есть не во всех местах и не все контрольно-надзорные органы имеют доступ к данной сети.

Коррупционные элементы так же являются актуальной темой в исследовании проблем государственного контроля и надзора в сфере образования в целом.

Из всего вышесказанного следует, проводимые изменения в федеральном законе по государственному контролю не привели к урегулированию многих аспектов взаимоотношений между контрольных органов и контрольных лиц. Эти изменения привели к усложнению проведения контрольно-надзорных мероприятий. Не все механизмы достижения целей контрольной (надзорной) деятельности являются в достаточной степени эффективными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ахмадеева Г.И., Биккинин И.А. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 72 - 76. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10101 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10101



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.