'
Ахмадеева Г.И., Биккинин И.А.
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в данной статье проанализирован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). Изучение процесса реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере среднего профессионального образования является актуальным с целью соблюдения законности при применении данного инструментария и обеспечения конституционных гарантий на получение образования. Рассмотрены проблемы и пробелы в законодательном регулировании надзора и контроля в сфере среднего профессионального образования
Ключевые слова:
федеральный закон, образование, среднее профессиональное образование, контроль, надзор
УДК 37
Ахмадеева Г.И.
магистрант
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(г. Уфа, Россия)
Научный руководитель:
Биккинин И.А.
профессор, доктор юридических наук
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(г. Уфа, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье проанализирован Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). Изучение процесса реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере среднего профессионального образования является актуальным с целью соблюдения законности при применении данного инструментария и обеспечения конституционных гарантий на получение образования. Рассмотрены проблемы и пробелы в законодательном регулировании надзора и контроля в сфере среднего профессионального образования.
Ключевые слова: федеральный закон, образование, среднее профессиональное образование, контроль, надзор.
Образование является одной из приоритетных сфер государственного регулирования, поскольку выступает одним из факторов экономического и социального развития государства и права. В Российской Федерации общедоступно и бесплатно дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатно высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования – составная часть управления системой образования, которая осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные РФ полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, направленная на контроль качества образования, надзор в сфере образования.
С 1 июля 2021 г. в Российской Федерации начала действовать новая система осуществления контроля (надзора), основу которой составил новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ). В новом Федеральном законе № 248-ФЗ акцент сделан на предупреждении нарушений посредством применения контрольными органами широкого спектра полномочий. Выделяется приоритет проведения профилактических мероприятий над контрольными, представлена новая система государственного контроля и порядок проведения мероприятий, новые институты и инструменты, направленные на снижение административных барьеров.
Среди основных проблем в новом Федеральном законе можно выделить отсутствие упоминания о необходимости привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушение обязательных требований.
Так же проблемой является сложность составления правовых актов, и сложность эта заключается в обилии сложных понятий и определений. В целом законодательный акт сложен для восприятия даже специалистами контрольно-надзорной сферы, о неспециалистах (контролируемые лица) говорить не приходится, хотя доступность надзора, задекларированная в качестве одной из основных целей реформы контрольно-надзорной деятельности, должна начинаться с доступности в понимании основного законодательного акта, регламентирующего основы его осуществления. Ясность и доступность прежде всего адресатам нормативного правового акта отмечаются среди основных языковых правил адекватности права. Существует множество отличий в профилактических мероприятиях и контрольно-надзорных процессах, представляющих сложность для понимания лицами, осуществляющих проверки.
Основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий не разделены на плановые и внеплановые, а имеют сплошные перечисления. Собственно, и сами контрольно-надзорные мероприятия, круг которых существенно расширился, не имеют градации на плановые и внеплановые, что не улучшает систему понимания норм Федерального закона.
В данной статье стоит выделить проблемы процессуального характера. Согласно Федеральному закону № 248-ФЗ составление документов по результатам проверки должно быть осуществлено на месте проверки (на объекте контроля (надзора)), при этом подпись инспектора должна быть электронной, а все подписанные документы должны быть загружены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Таким образом, для составления документов необходима соответствующая техника, надзорные подразделения должны быть оснащены ноутбуком или мобильным устройством. Весьма более рациональным будет являться составление документов в кабинете проверяющего, где есть все соответствующие шаблоны бланков, базы данных, справочные правовые системы для уточнения правовых вопросов, которые вызывают или могут вызвать неоднозначную оценку. Не стоит забывать и о немедленной загрузки документов в Реестр контрольно-надзорных мероприятий, являющийся электронной системой, требующей, помимо паролей и уровней допуска, наличие сети Интернет, которая есть не во всех местах и не все контрольно-надзорные органы имеют доступ к данной сети.
Коррупционные элементы так же являются актуальной темой в исследовании проблем государственного контроля и надзора в сфере образования в целом.
Из всего вышесказанного следует, проводимые изменения в федеральном законе по государственному контролю не привели к урегулированию многих аспектов взаимоотношений между контрольных органов и контрольных лиц. Эти изменения привели к усложнению проведения контрольно-надзорных мероприятий. Не все механизмы достижения целей контрольной (надзорной) деятельности являются в достаточной степени эффективными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1
Ссылка для цитирования:
Ахмадеева Г.И., Биккинин И.А. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 72 - 76. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10101 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*