'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  81 просмотров

Ши Иньчжэ

  


ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются государственные инициативы Российской федерации в области зеленой экономики и сохранения экологии. Приведены примеры законодательных актов, и тезисно описан национальный проект «Экология»   

Ключевые слова:
зеленая экономика, экология, законопроект, национальный проект Экология   


УДК 332

Ши Иньчжэ

аспирант кафедры отраслевой экономики и финансов

Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются государственные инициативы Российской федерации в области зеленой экономики и сохранения экологии. Приведены примеры законодательных актов, и тезисно описан национальный проект «Экология». 

 

Ключевые слова: зеленая экономика, экология, законопроект, национальный проект Экология.

 

Зеленая экономика восходит своими идеями к деятельности природоохранных организаций. Сами же они изначально постулировали (хоть и неявно), что человек природе противопоставлен, а значит он может ее «защищать», проявлять «заботу» о ней, или же, вспомнив свои корни, «вернуться» к ней. Однако, более прогрессивные установки видят в природе, прежде всего, ресурс, который необходимо использовать рационально, экономно, работать над его возобновлением. Такая трактовка намекает на интересы правящих классов в использовании окружающей среды и ее охране.

Однако, отношение к природе как к ресурсу – это не единственная позиция, которая фигурирует в рамках зеленой повестки. Например, исследователи указывают на существование реформаторского энвайронментализма – направления, указывающего на очевидную идею того, что благополучие и жизнеспособность экосистем напрямую влияет на качество жизни населения как отдельных государств, так и планеты в целом [2]. Из этого следуют вывод о том, что не только государство, но и общество должно бережно и ответственно относиться к природным ресурсам и экосистемам в целом.

Движение в рамках зеленой повестки оформилось в виде институализированных структур, к которым относятся различные негосударственные организации, некоммерческие фонды и т.д. В данных типах структур внимание акцентируется скорее не на природе как таковой, а на модернизации текущих экономических систем с целью свести риски к минимуму, т.е. речь снова идет о благосостоянии и эффективности, поскольку разрушение экосистем явно приведет к значительным издержкам в будущем. Под давлением нарастания общественного дискурса о проблемах экологии, государства все чаще разрабатывают различного рода программы, направленные на сохранение окружающей среды и бережное отношение к ней.

В связи с этим и в России появился ряд инициатив в рамках экологической повестки. Это связано не только с общественным давлением, но и с тем, что в России уровень антропогенного влияния на природу высок, а текущая модель взаимодействия с ней (называемая «коричневой экономикой») построена по логике использования природных ресурсов с максимальной экономической эффективностью, что приводит к разрушению экосистем и постепенному истощению природных ресурсов [1]. Рассмотрим ряд государственных инициатив в области экологии.

Во-первых, необходимо отметить инициативы в сфере законодательства. Существует Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ, регламентирующий деятельность по управлению бытовыми и промышленными отходами. Также принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, который должен совершенствовать систему нормирования в области охраны окружающей среды. Также закон вводит меры по симулированию хозяйствующих субъектов для внедрения наиболее экологически безопасных технологий. Принимается множество мер по взысканию штрафов за нанесение вреда окружающей среде, а также предупреждению данного вреда. 

Также с 2018 года существует национальный среднесрочный проект «Экология», в котором представлен ряд инициатив. Бюджет проекта составляет порядка 4 трлн руб.

  1. Ликвидация свалок. Направлен на избавление от несанкционированных свалок мусора, а также от так называемых «горячих точек» – местностей, подвергшихся негативному влиянию находящихся на ней предприятий, в основном химической промышленности.
  2. Обезвреживание отходов. Речь идет об отходах I-II классов, т.е. чрезвычайно и высокоопасных отходах. Отходы первого класса не разлагаются в принципе, второго – более 10 лет. Сообщается, что уже функционирует единая система учета и контроля за обращением отходов указанных выше классов.
  3. Оздоровление реки Волги. В инициативу входит модернизация очистных сооружений или их замена, если модернизация в силу конструкционных особенностей невозможна. Также речь идет и об расчищении и восстановлении сельскохозяйственных каналов для поддержки флоры и фауны реки.
  4. Создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Инициатива рассчитана до 2023 года и, как утверждается, должна быть достигнута сортировка мусора в объеме 100%, что приведет к двукратному снижению объема отходов, отправляемых на свалки.
  5. Федеральный проект «Чистый воздух». В задачи проекта входит снижение совокупного объема выбросов вредных для экологии веществ на 20% от текущего. Данная задача автоматически требует модернизации ряда производственных технологий, перехода транспорта на более экологичное топливо. Например, общественный транспорт планомерно переводится на электрическое и газовое топливо. Однако, если вернуться к проблеме производств, то модернизация технологий не равна изменению в лучшую сторону самих производств, равно как и уменьшению отходов. На это указывают некоторые исследователи проблемы [4].
  6. Сохранение озера Байкал. Проект направлен на создание системы и инфраструктуры так называемого экологического туризма, однако, что включает в себя это понятие в описании к проекту не уточняется. Также должен быть создан ряд очистных сооружений и модернизированы уже существующие.
  7. Сохранение водных объектов. Запланировано восстановление около 23,5 тыс. га водных объектов и очищение береговых линий. Стоит отметить, что к данной инициативе активно привлекается общественность, поскольку очистка береговых линий ведется, в том числе, силами добровольцев из числа граждан.
  8. Сохранение биологического разнообразия. Речь идет о создании особо охраняемых природных территорий, на которых должны находиться представители популяций, находящихся под угрозой исчезновения.
  9. Сохранение лесных массивов. Данный проект ставит своей целью достижения баланса между выбытием и воспроизводством лесных массивов равного 100%. При активном содействии общественности ведутся лесопосадки и оснащение специализированных учреждений пожарной техникой для быстрой локализации и ликвидации лесных пожаров.

Отметим, что бюджет у проекта смешанный, т.е. часть средств, а именно около 60% должна поступать из внебюджетных источников. В этом факте заключен риск срыва инициативы как таковой. Также эксперты отмечают, что, например, не разработано конкретных мероприятий по внедрению раздельного сбора мусора, т.е. обозначены цели и маркеры их достижения, но не разработаны четкие программы того, как они будут достигнуты. Также отмечается, что в сфере твердых коммунальных отходов не сформулировано четких мер по снижению класса их опасности, а также нет адекватной программы того, каким образом будут утилизированы отходы, не подлежащие переработке [4].

Также считаем необходимым отметить результаты исследования по оценке рисков проекта «Экология». Авторы считают, что следующие цели проекта могут быть не достигнуты в рамках сроков, обозначенных в нем [3]:

  1. старт эксплуатации необходимого количества комплексов по обработке, обезвреживанию и утилизации отходов;
  2. повышение доли отечественного экологического оборудования из-за его очевидной низкой конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами;
  3. четкое нормативно-правовое определение понятия качественной питьевой воды;
  4. точный мониторинг сброса загрязненных сточных вод, связанный с неудовлетворительным состоянием сливно-сбросочных систем и невозможностью их замены в краткосрочной перспективе;
  5. оценка ущерба от лесных пожаров, в связи с большим количеством последних и слабым развитием технологической инфраструктуры вблизи очагов.

Таким образом, конкретные шаги в сторону развития зеленой экономики в России предпринимаются, причем на федеральном уровне. Дискурс о сохранении природных богатств и бережном отношении к окружающей среде вышел далеко за рамки общественных объединений. Однако, о построении зеленой экономики говорить преждевременно, поскольку российские технологические мощности, ее финансовые и инфраструктурные возможности сталкиваются с рядом трудностей в данном направлении.   

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белокрылова О.С. Смена технологических укладов или 4-я промышленная революция? / О.С. Белокрылова // Вестник экспертного совета. – 2017. – № 3 (10). – с. 3-10.
  2. Галушина Н.С. За что они борются? Социокультурные аспекты экологических движений // Знание. Понимание. Умение. 2020. №2.
  3. Тимур Яшарович Гасанов, Илья Владимирович Пашнин, Ирина Федоровна Ветрова Контроль и оценка рисков национального проекта «Экология» // Учет. Анализ. Аудит. 2020. №6.
  4. Фатуева Е.А., Шпилькина Т.А. Программа развития «зеленой экономики» в рамках реализации нацпроекта «экология» в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-3.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ши Иньчжэ ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 59 - 64. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10099 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10099



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.