'
Ши Иньчжэ
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются государственные инициативы Российской федерации в области зеленой экономики и сохранения экологии. Приведены примеры законодательных актов, и тезисно описан национальный проект «Экология»
Ключевые слова:
зеленая экономика, экология, законопроект, национальный проект Экология
УДК 332
Ши Иньчжэ
аспирант кафедры отраслевой экономики и финансов
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Аннотация: в данной статье рассматриваются государственные инициативы Российской федерации в области зеленой экономики и сохранения экологии. Приведены примеры законодательных актов, и тезисно описан национальный проект «Экология».
Ключевые слова: зеленая экономика, экология, законопроект, национальный проект Экология.
Зеленая экономика восходит своими идеями к деятельности природоохранных организаций. Сами же они изначально постулировали (хоть и неявно), что человек природе противопоставлен, а значит он может ее «защищать», проявлять «заботу» о ней, или же, вспомнив свои корни, «вернуться» к ней. Однако, более прогрессивные установки видят в природе, прежде всего, ресурс, который необходимо использовать рационально, экономно, работать над его возобновлением. Такая трактовка намекает на интересы правящих классов в использовании окружающей среды и ее охране.
Однако, отношение к природе как к ресурсу – это не единственная позиция, которая фигурирует в рамках зеленой повестки. Например, исследователи указывают на существование реформаторского энвайронментализма – направления, указывающего на очевидную идею того, что благополучие и жизнеспособность экосистем напрямую влияет на качество жизни населения как отдельных государств, так и планеты в целом [2]. Из этого следуют вывод о том, что не только государство, но и общество должно бережно и ответственно относиться к природным ресурсам и экосистемам в целом.
Движение в рамках зеленой повестки оформилось в виде институализированных структур, к которым относятся различные негосударственные организации, некоммерческие фонды и т.д. В данных типах структур внимание акцентируется скорее не на природе как таковой, а на модернизации текущих экономических систем с целью свести риски к минимуму, т.е. речь снова идет о благосостоянии и эффективности, поскольку разрушение экосистем явно приведет к значительным издержкам в будущем. Под давлением нарастания общественного дискурса о проблемах экологии, государства все чаще разрабатывают различного рода программы, направленные на сохранение окружающей среды и бережное отношение к ней.
В связи с этим и в России появился ряд инициатив в рамках экологической повестки. Это связано не только с общественным давлением, но и с тем, что в России уровень антропогенного влияния на природу высок, а текущая модель взаимодействия с ней (называемая «коричневой экономикой») построена по логике использования природных ресурсов с максимальной экономической эффективностью, что приводит к разрушению экосистем и постепенному истощению природных ресурсов [1]. Рассмотрим ряд государственных инициатив в области экологии.
Во-первых, необходимо отметить инициативы в сфере законодательства. Существует Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ, регламентирующий деятельность по управлению бытовыми и промышленными отходами. Также принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, который должен совершенствовать систему нормирования в области охраны окружающей среды. Также закон вводит меры по симулированию хозяйствующих субъектов для внедрения наиболее экологически безопасных технологий. Принимается множество мер по взысканию штрафов за нанесение вреда окружающей среде, а также предупреждению данного вреда.
Также с 2018 года существует национальный среднесрочный проект «Экология», в котором представлен ряд инициатив. Бюджет проекта составляет порядка 4 трлн руб.
Отметим, что бюджет у проекта смешанный, т.е. часть средств, а именно около 60% должна поступать из внебюджетных источников. В этом факте заключен риск срыва инициативы как таковой. Также эксперты отмечают, что, например, не разработано конкретных мероприятий по внедрению раздельного сбора мусора, т.е. обозначены цели и маркеры их достижения, но не разработаны четкие программы того, как они будут достигнуты. Также отмечается, что в сфере твердых коммунальных отходов не сформулировано четких мер по снижению класса их опасности, а также нет адекватной программы того, каким образом будут утилизированы отходы, не подлежащие переработке [4].
Также считаем необходимым отметить результаты исследования по оценке рисков проекта «Экология». Авторы считают, что следующие цели проекта могут быть не достигнуты в рамках сроков, обозначенных в нем [3]:
Таким образом, конкретные шаги в сторону развития зеленой экономики в России предпринимаются, причем на федеральном уровне. Дискурс о сохранении природных богатств и бережном отношении к окружающей среде вышел далеко за рамки общественных объединений. Однако, о построении зеленой экономики говорить преждевременно, поскольку российские технологические мощности, ее финансовые и инфраструктурные возможности сталкиваются с рядом трудностей в данном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1
Ссылка для цитирования:
Ши Иньчжэ ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 59 - 64. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10099 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*