'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (67) том 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  36 просмотров

Ткаченко А.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
в статье исследуются особенности формирования механизма мотивации труда работников предприятий транспортной отрасли. Указываются ключевые элементы механизма мотивации труда и этапность его построения   

Ключевые слова:
механизм мотивации труда, мотиваторы, оценка труда, транспортная отрасль, оплата и стимулирование труда, удовлетворенность трудом, оценка эффективности механизма мотивации   


УДК 331

Ткаченко А.В.

магистрант 3 курса

Государственный морской университет им. Адм. Ф.Ф. Ушакова

(г. Новороссийск, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА

МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

 

Аннотация: в статье исследуются особенности формирования механизма мотивации труда работников предприятий транспортной отрасли. Указываются ключевые элементы механизма мотивации труда и этапность его построения.

 

Ключевые слова: механизм мотивации труда, мотиваторы, оценка труда, транспортная отрасль, оплата и стимулирование труда, удовлетворенность трудом, оценка эффективности механизма мотивации.

 

Вопросы мотивации труда достаточно подробно освещены в работах отечественных и зарубежных экономистов, однако до сих пор не существует единого методического подхода к изучению мотивации труда работников транспортной сферы, раскрывающего особенности построения самого механизма мотивации, а также позволяющего представить всестороннюю его оценку и разработать на этой основе эффективные управленческие решения.

Формирование механизма мотивации труда работников предприятий транспорта должно происходить с учетом отраслевых особенностей труда. Существуют различные подходы к процессу формирования механизма мотивации. На наш взгляд, данный процесс применительно к деятельности предприятий транспортного комплекса может быть представлен рядом этапов, которые в целом соответствуют логике формирования соответствующих механизмов и учитывают последовательность разработки его элементов. Этот процесс предлагаем представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

 

Рис. 1. Схема формирования механизма мотивации труда в сфере транспорта

 

Согласно рисунку 1 формирование механизма мотивации труда в сфере транспорта должно начинаться с разработки стандартов качества предоставляемых предприятием транспортных услуг, которые выступают одним из параметров оценки труда его  работников. Именно система оценки труда работников может стать основой для работы самого механизма. 

Другими важными процедурами на пути построения механизма мотивации труда предприятий транспортной отрасли выступают диагностические или оценочные процедуры, в рамках которых решаются следующие задачи:

  • определение внутренней мотивации труда работников конкретного предприятия, для чего его руководство изучает и отслеживает изменения в структуре потребностей персонала посредством тех или иных инструментов социологического исследования;
  • определение и анализ факторов внешней и внутренней среды, которые влияют на процессы управления персоналом и на внутреннюю мотивацию работников;
  • разработка системы взаимосвязанных инструментов мотивации по результатам оценки внутренних мотивационных установок работников предприятия и результатам оценки качества услуг;
  • разработка регламентирующих внутренних документов;
  • анализ результативности функционирования механизма мотивации труда с применением разных критериев оценивания, внесение корректировок при необходимости.

Использование тех или иных методов мотивации труда должно базироваться на объективных данных о количестве и качестве работы персонала. Параллельно с процедурой оценки качества работников следует исследовать внутреннюю мотивацию, что позволит оценить уровень удовлетворенности работников своим трудом, выявить основные мотиваторы. Результаты исследования, в ходе которого будет получена динамичное представление о внутренней мотивации работников предприятий сферы транспорта и оценено влияние на них применяемых руководством форм и методов внешнего стимулирования, позволят выявить существующие недостатки и внести требуемые коррективы. Сведения о количестве и качестве работы персонала и результаты изучения мотивации труда работников станут основой для определения направлений совершенствования механизма мотивации труда персонала предприятий транспортной отрасли.

Еще одним этапом станет разработка новых или внесение корректировок в уже существующие внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок мотивации труда. Данному этапу отведена организационная функция, так как на нем происходит закрепление механизма мотивации труда, так и информационная, связанная с доведением до сведения работников требуемых параметров качества их труда, форм, методов и порядка определения размера стимулирующих выплат, иных форм и видов мотивационного воздействия. На последнем этапе необходимо провести оценку эффективности действующего механизма мотивации труда и при необходимости внести в него соответствующие корректировки [4, с. 34].

Ключевыми составлящими механизма мотивации труда выступают основные типы и разновидности мотивов, которые в наибольшей степени соответствуют специфике трудовой деятельности конкретного предприятия. Именно вопрос о выборе оптимальных форм и методов мотивации применительно к труду на предприятиях сферы транспорта выступает принципиально важным вопросом в ходе теоретического исследования механизма мотивации. Известно, что эволюция форм мотивации труда протекала в русле трансформаций различных ее теорий и концепций. В работах большинства отечественных исследователей традиционно рассматриваются две группы форм: материальная и моральная мотивация [1-4]. Однако, на наш взгляд, для сферы транспорта формы мотивации труда могут быть представлены с большей степенью детализации и объединены при этом в несколько иные группы. Связано это, в том числе и с тем, что некоторые формы мотивации невозможно в однозначном порядке отнести либо к материальной форме, либо к моральной. В связи с этим в механизме мотивации труда работников предприятий транспорта необходимо выделить, как минимум, еще одну группу, куда будут отнесены все формы мотивации, направленные на формирование оптимальных условий (комфортных, безопасных) труда и жизни работника. Важно подчеркнуть, что в силу специфики трудовой деятельности в сфере транспорта механизм мотивации труда работников, кроме материальных стимулов, должен достаточно широко использовать методы морального поощрения труда, которые обеспечивают достаточно весомое влияние на уровень удовлетворенности трудом работников данной сферы. Связано это с тем, что в отдельных секторах транспортной сферы оказание транспортных услуг предполагает тесное взаимодействие поставщика и потребителя услуг.

Таким образом, актуальность развития методологических подходов к рассмотрению мотивации труда работников предприятий транспортной сферы обусловливает необходимость более глубокого исследования его теоретических основ. Правильно сформированный механизм мотивации труда в конечном итоге не должен приводить к противоречиям между сторонами по поводу труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СП.: Питер, 2000. 512 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23363778 (дата обращения 19.02.2023).
  2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; под ред. А.Я. Кибанова.  М.: ИНФРА-М, 2019. 524 с. 
  3. Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 346 с. 
  4. Трапицын С.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 314 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (67) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ткаченко А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №10 (67) том 1. С. 54 - 58. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10098 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/10098



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.