'
Хисамова Д.Ф., Гурьянова В.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ *
Аннотация:
в данной статье подробно рассматриваются изменения судебной системы Российской федерации на современном этапе. Объединение – одно из главных направлений судебной реформы. Главными направлениями развития судебной системы являются обеспечение финансовой и кадровой независимости суда. Одной из нерешённых задач остается формирование специализированных судов общей юрисдикции. В статье анализируются перспективы развития судебной системы и предположительные результаты
Ключевые слова:
судебная система, подсудность, суд, проблемы, перспективы развития
УДК 34
Хисамова Д.Ф.
студентка 3 курса магистратуры КФ
Российский государственный университет правосудия
(г. Казань, Россия)
Научный руководитель:
Гурьянова В.В.
к.ю.н., доцент
Российский государственный университет правосудия
(г. Казань, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в данной статье подробно рассматриваются изменения судебной системы Российской федерации на современном этапе. Объединение – одно из главных направлений судебной реформы. Главными направлениями развития судебной системы являются обеспечение финансовой и кадровой независимости суда. Одной из нерешённых задач остается формирование специализированных судов общей юрисдикции. В статье анализируются перспективы развития судебной системы и предположительные результаты.
Ключевые слова: судебная система, подсудность, суд, проблемы, перспективы развития.
Система органов государственной власти, находясь на длительном этапе в истории существования классового общества, выстраивалась согласно функций каждого государства, так как в них, была заложена и отражалась, воля социальных групп. Этим и составляется, суть государственной власти. В соответствии с присущим для определенных органов государства функциональным назначением, можно выделить, различные ветви власти. Данные ветви, в зависимости от характера, а также полномочий их органов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в пределах собственной компетенции. Но при этом, происходит уравновешивание друг друга, а также взаимодействие друг с другом. Согласно положений и норм статей 10, 11 Конституции РФ от 1993 года, органы судебной власти, были отнесены, к числу государственной власти, вместе с Президентом РФ, Федеральным Собранием, а также Правительством РФ. Помимо этого, в качестве одной из принципиальных новелл Конституции РФ, было выделение в ней, самостоятельной главы, которая была посвящена судебной власти. Судебной властью, в структуре государственной власти любой из стран, занято особое место. С момента принятия новой Конституции РФ, роль судебной власти, в действующем государственном механизме России, смогла значительно изменится. В соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции РФ принципу по разделению властей, судебная власть, выступает как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти. Также, она является гарантом равновесия властей. Суд, в качестве органа, непосредственно осуществляющего судебную власть, является как своеобразный уравновешивающий механизм, арбитр, посредник, между исполнительной, и законодательной властями. В его негласную функцию, входит обязанность в определении степени допустимого вторжения, одной конституционной власти, в полномочия другой. Конституция 1993 года, существующие проблемы судебной защиты граждан, подняла до высшего правового уровня, так как ей было придано конституционное значение, принципам правосудия, ранее содержавшимся, в нормах уголовно-процессуального, а также гражданско-процессуального законов.
Обязанность судов – заключается в первую очередь, в адекватном и независимом применении права. А государства в целом - в неуклонном исполнении судебных решений.
Система органов государственной власти, находясь на длительном этапе в истории существования классового общества, выстраивалась согласно функций каждого государства, так как в них, была заложена и отражалась, воля социальных групп. Этим и составляется, суть государственной власти. В соответствии с присущим для определенных органов государства функциональным назначением, можно выделить, различные ветви власти. Данные ветви, в зависимости от характера, а также полномочий их органов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в пределах собственной компетенции. Но при этом, происходит уравновешивание друг друга, а также взаимодействие друг с другом. Согласно положений и норм статей 10, 11 Конституции РФ от 1993 года, органы судебной власти, были отнесены, к числу государственной власти, вместе с Президентом РФ, Федеральным Собранием, а также Правительством РФ. Помимо этого, в качестве одной из принципиальных новелл Конституции РФ, было выделение в ней, самостоятельной главы, которая была посвящена судебной власти. Судебной властью, в структуре государственной власти любой из стран, занято особое место. С момента принятия новой Конституции РФ, роль судебной власти, в действующем государственном механизме России, смогла значительно изменится. В соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции РФ принципу по разделению властей, судебная власть, выступает как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти. Также, она является гарантом равновесия властей. Суд, в качестве органа, непосредственно осуществляющего судебную власть, является как своеобразный уравновешивающий механизм, арбитр, посредник, между исполнительной, и законодательной властями. В его негласную функцию, входит обязанность в определении степени допустимого вторжения, одной конституционной власти, в полномочия другой. Конституция 1993 года, существующие проблемы судебной защиты граждан, подняла до высшего правового уровня, так как ей было придано конституционное значение, принципам правосудия, ранее содержавшимся, в нормах уголовно-процессуального, а также гражданско-процессуального законов.
Обязанность судов - заключается в первую очередь, в адекватном и независимом применении права. А государства в целом - в неуклонном исполнении судебных решений.
Со становлением России в качестве правового государства, роль, а также значение судебной власти, будет все более возрастать. Судебная власть в современных условиях, для России, несомненно, является очень важной. Но она является важной не только своим существованием, но также и действительностью, и применимостью, в реальной жизни всего нашего общества.
Судебная власть к сожалению, все еще остается, слабым местом в государственной власти России. Принципы по судоустройству и судопроизводству, которые закреплены в Конституции РФ, реализуются с трудом. И в этом случае, ощущается противодействие, а также давление со стороны иных ветвей власти. Невзирая на провозглашенные правовые, а также социальные гарантии для судьи, таких как несменяемость, независимость, неприкосновенность, и т.п. Они зачастую, не способны в полной мере, быть обеспеченными, из-за отсутствия как технической, так и материальной базы. Кроме этого, в качестве большой проблемы для правосудия, на сегодняшнее время, стала коррумпированность судей.
Согласно мнения президента России, в весьма сложном и многогранном деле, направленном на поддержку авторитета судебной системы, все должны сыграть, свою роль - "как президент РФ, в качестве гаранта Конституции, так и судьи Конституционного суда РФ, так как они, тоже являются гражданами РФ, и представителями исполнительной власти, и представителями законодательной власти". Государство, будет оказывать содействие, увеличению авторитета судебной власти". То, что является необходимым делать по линии президентской вертикали, также должно делаться и по линии исполнительной власти, для получения более полного эффекта.
Совершенствование, а также дальнейшее развитие судебной власти в РФ, видится на данный момент, в следующих тенденциях: дальнейшая теоретическая разработка, основных направлений в развитии судебной системы; повышение роли судейского сообщества, а также его органов, в предотвращении коррупции среди судей; укрепление судебной системы, посредством высококвалифицированных специалистов; выработать концептуальные подходы, для повышения эффективности деятельности, каждого из вида судов; критическое осмысление, а также корректирование регулирования деятельности тех лиц, которые оказывают для граждан и юридических лиц, помощь в решении юридических вопросов, так как в действующем виде, оно не в полной мере, обеспечивает доступ к правосудию; на законодательном уровне, обеспечить сочетание независимости судей, с ответственностью за принимаемые ими, судебные решения; усовершенствовать процедуру по отбору и подготовке судей; провести представителями всех ветвей власти, профилактические работы, среди населения, которые направлены, на формирование уважения граждан к власти, в целом, и судебной власти в частности.
Совершенствование, а также развитие российского законодательства, которое направлено, на обеспечение компетентности, независимости, беспристрастности судей. Оно должно осуществляться, учитывая не только российскую практику правоприменения, но также и международных договоров, и соответствующих соглашений.
В заключение, хотелось бы сказать о том, что только в той ситуации, в которой суды, станут по-настоящему независимыми, и начнут подчиняются только закону, и будет обеспечиваться подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав и свобод человека, гармония в интересах личности, общества, государства. Это имеет непосредственное отношение, также к задаче, которая была поставлена создавшейся ситуацией перед судебной властью, а именно - преодоление правового нигилизма граждан, в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4
Ссылка для цитирования:
Хисамова Д.Ф., Гурьянова В.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 242 - 248. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10061 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*