'
Чиркова А.Н.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ *
Аннотация:
в статье рассматривается функциональная математическая грамотность школьников. Проектная деятельность на уроках математики. В статье освещается образовательный процесс в школе на уроках математики. Развитие функциональной математической грамотности и проектная деятельность учащихся становится одной из актуальных задач образования при переходе к новым образовательным стандартам. В статье представлены характеристики уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся
Ключевые слова:
функциональная математическая грамотность, проектная деятельность, уровень сформированности функциональной грамотности, образовательный процесс
УДК 004.046
Чиркова А.Н.
студентка магистратуры группы 3151з,
института информационных технологий
и физико-математического образования
Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассматривается функциональная математическая грамотность школьников. Проектная деятельность на уроках математики. В статье освещается образовательный процесс в школе на уроках математики. Развитие функциональной математической грамотности и проектная деятельность учащихся становится одной из актуальных задач образования при переходе к новым образовательным стандартам. В статье представлены характеристики уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся.
Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, проектная деятельность, уровень сформированности функциональной грамотности, образовательный процесс.
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1].
Развитие функциональной грамотности зависит от сформированности мыслительных процессов, таких как синтез и анализ, способностью использовать набор навыков: прогноз, сравнение, вывод, объяснение причинно–следственных связей в повседневной жизни [3].
При переходе к новым образовательным стандартам общего образования остается актуальной задача об организации проектной деятельности учащихся. У учителей появляются вопросы о стандартах второго поколения их сущности и отличительных особенностях, о видах универсальных учебных действий и способах формирования их средствами, как на уроках, так и во внеклассной работе. Школьный учитель должен формировать у учащихся системные знания, учить применять полученные знания и умения, как в практической деятельности, так и в повседневной жизни [2].
Согласно обновленному ФГОС «35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;…». [4]
Объект исследования – образовательный процесс в основной школе.
Предмет исследования –развитие функциональной математической грамотности учащихся основной школы, посредством проектной деятельности на уроках математики.
Цель – разработка и апробация авторской программы элективного курса, направленного на формирование функциональной математической грамотности учащихся основной школы, посредством проектной деятельности на уроках математики.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили гипотезу данного исследования - формирование функциональной математической грамотности у учащихся посредством проектной деятельности будет эффективно если:
– рассматривать функциональную грамотность как важный индикатор сформированности культуры личности в современном обществе;
– в практику обучения математике вводить IT–технологии, которые позволяют сделать процесс обучения практикориентированным, активным, доступным;
– процесс формирования функциональной математической грамотности будет более эффективным, если разработать элективный курс «Проекты в математике» и внедрить его в практику работы в школе.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: – теоретические – анализ психолого–педагогической, методической литературы, школьной практики, сравнение, анализ, синтез характеристик и понятий, обобщение, систематизация; – эмпирические – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, тестирование, наблюдение, описание, измерение; –методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных.
Эксперимент проходил в три этапа:
I этап – констатирующий, предполагает диагностику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся 7 классов;
II этап – формирующий, предполагает проведение элективного курса «Проекты в математике» в качестве средства формирования функциональной грамотности учащихся 7 классов в экспериментальной группе обучающихся;
III этап- контрольный, предполагает повторную диагностику уровня сформированности функциональной математической грамотности учащихся 7 классов и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Цель констатирующего этапа – анализ уровня функциональной математической грамотности у обучающихся исследуемого класса.
Таблица 1. – Характеристика этапов опытно-экспериментальной работы
Название этапа деятельности учащихся |
Задачи этапа |
Методы отслеживания |
1. Констатирующий
|
Определить начальный уровень |
Наблюдение; |
2. Формирующий
|
На основе анализа результатов |
Анализ продуктов |
3. Контрольный |
Определить уровень сформированности функциональной математической грамотности после проведения |
Наблюдение; |
Для определения начального уровня функциональной математической грамотности у обучающихся 7 классов нами были выделены критерии и определены показатели на основании анализа соответствующей литературы.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности функциональной математической грамотности. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Шипуновская СОШ №1» Шипуновского района Алтайского края. В исследовании принимали участие экспериментальная группа 46 детей 7 «а», «б» классов в возрасте 13–14 лет.
Анализ исследований посвящённых изучению уровней сформированности функциональной математической грамотности, позволил выделить критерии умений, которые могут быть изучены с помощью различных методов и диагностик.
Методические рекомендации по формированию функциональной математической грамотности школьников представляют этапы формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе учебной деятельности:
- выделение алгоритма поиска необходимой информации;
- способность ориентироваться в условиях задачи;
- осознание учеником потребности и способности к самореализации;
- возникновение учебно-познавательного интереса;
- владение приемами самостоятельной работы;
- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
Характеристиками уровневых показателей функциональной математической грамотности учащихся являются:
1) целеполагание: осознание учеником потребности и способности к самореализации;
возникновение учебно-познавательного интереса; владение приемами самостоятельной работы; осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
2) планирование: выделение алгоритма поиска необходимой информации;способность ориентироваться в условиях задачи;
3) принятие решения: выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;анализ планов деятельности;
4) выполнение: умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком;
5) оценка результатов: самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.
На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось выявление уровня развития функциональной грамотности у обучающихся 7 класса. Для этого была проведена входная диагностическая самостоятельная работа.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности функциональной математической грамотности:
Недостаточный: 0–2 балла
Низкий: 3–5 баллов
Средний: 6–8 баллов
Повышенный: 9–11 баллов
Высокий: 12–14 баллов.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
отражают исходный уровень сформированности ФМГ у обучающихся и представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень сформированности ФМГ
Уровень |
Экспериментальный класс, % |
Контрольный класс, % |
Недостаточный |
9 |
13 |
Низкий |
22 |
30 |
Средний |
57 |
43 |
Повышенный |
9 |
13 |
Высокий |
4 |
0 |
Согласно полученным результатам у испытуемых экспериментального и контрольного класса преобладают низкий и средний уровни сформированности ФМГ. Для точного определения начального уровня
сформированности и определения достоверности полученных выводов,
сравним результаты входной самостоятельной работы, для этого воспользуемся U-критерием Манна-Уитни.
Можно ли утверждать, что одна из выборок учащихся экспериментального или контрольного классов превосходит другую по уровню сформированности ФМГ на начальном этапе проведения опытно-экспериментальной работы?
Для получения ответа на данный вопрос и определения начального уровня экспериментального и контрольного классов воспользуемся U- критерием Манна-Уитни. Результаты, полученные в ходе проведения входного контроля представлены в таблице 3.
Таблица 3. Индивидуальные значения сформированности функциональной математической грамотности в выборках учащихся экспериментального и контрольного классов
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||||
Код |
Показатель ФМГ |
Уровень |
Код |
Показатель ФМГ |
Уровень |
1 |
7 |
Средний |
24 |
1 |
недостаточный |
2 |
6 |
средний |
25 |
5 |
низкий |
3 |
3 |
низкий |
26 |
11 |
повышенный |
4 |
6 |
средний |
27 |
4 |
низкий |
5 |
1 |
недостаточный |
28 |
3 |
низкий |
6 |
7 |
средний |
29 |
6 |
средний |
7 |
8 |
средний |
30 |
9 |
повышенный |
8 |
4 |
низкий |
31 |
2 |
недостаточный |
9 |
6 |
средний |
32 |
5 |
низкий |
10 |
7 |
Средний |
33 |
7 |
средний |
11 |
8 |
Средний |
34 |
6 |
средний |
12 |
4 |
низкий |
35 |
3 |
низкий |
13 |
6 |
средний |
36 |
8 |
средний |
14 |
3 |
низкий |
37 |
5 |
низкий |
15 |
1 |
недостаточный |
38 |
7 |
средний |
16 |
7 |
Средний |
39 |
1 |
недостаточный |
17 |
12 |
Высокий |
40 |
9 |
повышенный |
18 |
9 |
повышенный |
41 |
3 |
низкий |
19 |
7 |
Средний |
42 |
8 |
средний |
20 |
10 |
повышенный |
43 |
7 |
средний |
21 |
7 |
Средний |
44 |
7 |
средний |
22 |
3 |
низкий |
45 |
6 |
средний |
23 |
7 |
средний |
46 |
6 |
средний |
Подсчет ранговых сумм по уровню сформированности ФМГ позволил выявить выборку с более «высоким» рядом, что в свою очередь нашло отражение в гипотезах.
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4
Ссылка для цитирования:
Чиркова А.Н. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 140 - 150. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10044 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*