'
Алешина А.П.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме организации государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. В статье автором рассмотрены нормы действующего законодательства РФ, касающиеся сферы контроля и надзора за порядком осуществления управления многоквартирными домами, качеством представления коммунальных услуг, а также взаимодействие государственных органов. Автором внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ
Ключевые слова:
жилищно-коммунальные услуги, государственный контроль и надзор, жилищные условия
УДК 35
Алешина А.П.
магистрант
Уральский институт управления
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
(г. Екатеринбург, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация: статья посвящена проблеме организации государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. В статье автором рассмотрены нормы действующего законодательства РФ, касающиеся сферы контроля и надзора за порядком осуществления управления многоквартирными домами, качеством представления коммунальных услуг, а также взаимодействие государственных органов. Автором внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, государственный контроль и надзор, жилищные условия.
Цель: охарактеризовать государственный жилищный контроль и надзор, сферу их осуществления. Дать оценку действующему законодательству Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг, порядок осуществления надзора за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Методы: в ходе исследования проанализированы действующие правовые нормы Российского законодательства в сфере жилищного контроля и надзора, определены аспекты их осуществления.
Научная новизна: научная новизна заключается в определении и исследовании пробелов в Российском законодательстве в сфере государственного контроля и надзора за организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, за качеством предоставления коммунальных услуг населению.
Одной из первых и главных задач современного государства является создание качественных жилищных условий для населения страны.
Многие потребители задаются вопросом, что определяет качество предоставляемых коммунальных услуг? Качество коммунальных услуг и работ, предоставляемых и выполняемых обслуживающими организациями должно соответствовать требованиям Российского законодательства, в том числе Правилам предоставления коммунальных услуг утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
На основании этого встает вопрос о необходимости контроля и надзора за обслуживающими организациями, предоставляющими данные коммунальные услуги и выполняющие работы по управлению многоквартирными домами. Контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг является основным процессом управления многоквартирным жилым домом.
Второй вопрос, который возникает у потребителей коммунальных услуг, это органы, которые должны осуществлять контрольно-надзорные мероприятия. Государственный контроль за предоставлением коммунальных услуг и за содержанием общего имущества многоквартирного дома осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность с помощью инструментов государственного регулирования.
На Минстрой возложены такие функции, как: 1) выработка и реализация государственной политики; 2) регулирование правовых вопросов в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения и т.д.; 3) разработка и процесс согласования целевых программ.
Подведомственные организации - это организации, через которые происходит непосредственное осуществление деятельности Министерства, а также взаимодействия с иными органами исполнительной власти.
Одним из главных органов исполнительной власти на уровне Свердловской области в области надзора за субъектами, осуществляющими управление многоквартирными домами, порядком предоставления коммунальных услуг является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ДГЖиСН СО).
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области, который осуществляет региональный государственный жилищный надзор. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в жилищной сфере, предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в жилищной сфере, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Основной деятельностью ДГЖиСН СО являются мероприятия по организации и проведению проверок соблюдения обязательных требований законодательства по обращениям граждан.
Вторым немаловажным органом исполнительной власти является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор СО). К предмету надзора Роспотребнадзора СО можно отнести проверку качества предоставления населению коммунальной услуги по водоснабжению.
Довольно часто происходит взаимодействие между ДГЖиСН СО и Роспотребнадзором СО. К примеру: совместная проверка качества предоставления водоснабжения в жилое помещение. Департамент осуществляет проверку соблюдения температурного режима горячего водоснабжения, Роспотребнадзор – качество горячей воды.
2020 год негативно сказался на работе Департамента жилищного надзора, так как в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией количество проверок значительно сократилось. Контрольно-надзорные мероприятия осуществлялись только в крайних случаях, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан.
По результатам проверок, в случае выявления нарушений, Департамент выдаёт предписания, инспекторами составляются протоколы об административном правонарушении, а также применяются санкции в виде штрафов.
Подводя итог, можно отметить, что только при взаимодействии органов исполнительной власти есть шанс повысить уровень защиты потребителей от недобросовестных действий исполнителей предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Также, автор считает нужным отметить то, что для более продуктивной и эффективной деятельности органов государственного контроля за предоставлением жилищно-коммунальных услуг требуется обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных лиц таких органов. Таким образом, необходимо пересмотреть предельную численность контролирующих органов, а именно произвести увеличение. Необходимо это для более качественного решения вопросов, поставленных в обращениях граждан и дальнейшего взаимодействия с управляющими организациями для устранения недостатков и повышения качества оказываемых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 4
Ссылка для цитирования:
Алешина А.П. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ // Вестник науки №9 (66) том 4. С. 97 - 102. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/10036 (дата обращения: 18.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*